Строительство началось при Рожере в 1131 г. Хор и трансепт окончены в 1148 г., тогда как нефы и фасад сооружались уже Штауфенами между 1180 и 1240 гг., а лоджия между башнями принадлежит ещё более позднему времени (15 в.).
Стоит на возвышенности у моря. По типу трёхнефная базилика с трансептом, к выступам которого примыкают апсиды боковых нефов.
Главный фасад фланкируют две квадратные в плане огромные массивные башни. Им приданы уступчатые завершения с зубцами и короткими остроконечными шатрами. Гладкие стены башен с немногими образующими вертикальный ряд проёмами вносит суровость, смягчаемую переплетением аппликативных арок и аркатурой на колоннах над входами.
На южном фасаде декор гораздо обильнее, особенно у трансепта и хора. Помимо лопаток, плоских стрельчатых ниш, горизонтальных тяг, объединяющих верхние окна, под самой крышей устроена лёгкая галерея из стрельчатых же арочек. Любопытно оформление основной апсиды, где двойные колонки, нависающие карнизы и мелкие консольные арки.
Внутри все нефы имеют деревянные перекрытия, только в алтарной части возведены крестовые своды. Перенесенные откуда-то античные колонны, сохранившие и свои коринфские капители, сочетаются с арками вполне восточного характера, В историях искусства непременно упоминается византийская мозаика в апсиде этого собора. На зеленом фоне под огромной полуфигурой Пантократора помещены рядами гораздо меньшие, хотя и в полный рост, святые и ангелы20.
В начале 20 в. эта мозаика, как и мозаики храмов Палермо и Монреале, изучались русским художником М. В. Нестеровым, подбиравшим образцы для своих церковных работ.