Многие европейские страны создавали в XVIII в. архитектурно-парковые ансамбли, которые были своеобразным ответом пышному Версалю. Испания не исключение.
Ее «Версалем» можно считать дворец в Аранхуэсе. Этот небольшой городок расположен у слияния рек Тахо и Харамы, примерно в 50 км к югу от Мадрида. Создать здесь летнюю резиденцию задумал еще Филипп II (1527-1598).
Он поручил реализовать этот проект Хуану де Эррера — архитектору Эскориала. Однако в отличие от мрачноватого и несколько даже гнетущего Эскориала дворец в Аранхуэсе получился жизнерадостным, создающим приподнятое настроение. Работы начались в 1551 г. с разбивки огромного парка.
Считается, что он стал прообразом будущих ботанических садов Европы. Главный корпус дворца был готов через 10 лет. Расцвет Аранхуэса начался, когда в результате войны за так называемое испанское наследство к власти пришли Бурбоны. Здесь жили Филипп V и Фернандо VI. Окончательно
Внутренняя отделка помещений дворца окончательно сложилась уже при Бурбонах. Интерьеры разнятся по пилю, точнее являются иллюстрацией моды того времени по-разному стилизовать обстановку. В Аранхузсе есть залы в мавританском, китайском и неаполитанском стилях.
Над барочным обликом дворца работал известный итальянский архитектор Франческо Сабатини .1722-1797). Он изучал зодчество в Риме. Первым его сооружением в Испании стал грандиозный загородный дворец в Казерте.
Он был воздвигнут по указу неаполитанского и тосканского герцога Карлоса VII (будущего короля Карлоса 111). К моменту завершения работ ото было самое большое здание Европы. Сабатини трудился над реконструкцией королевского дворца в Мадриде, работал над собором Святого Франциска и стал автором еще многих масштабных архитектурных проектов.
Сочетанием своих оттенков фасады дворца обязаны своему первому архитектору — Хуану де Эррера. Именно он выбрал в качестве основного облицовочного материала кирпич цвета загорелой кожи и светлый известняк для оконных наличников и пилястров.
Центральный корпус дворца был построен еще при жизни Филиппа II. Работы по расширению резиденции продолжались при Фердинанде VI (1713-1759). При Карлосе III (1716-1788) перед дворцом возникла парадная площадь, появились два боковых крыла.
Его украсила балюстрада. Над главным входом появились статуи испанских королей, которые подолгу останавливались в Аранхузсе: Филиппа II, Филиппа V и Фердинанда VI.
Свои барочные черты дворец приобрел при Карлосе III. Новый облик дворцового французского регулярного парка с его многочисленными бассейнами, фонтанами, клумбами и скульптурами на античные сюжеты сад приобрел при Карле IV.