Частные дома древних греков выглядели скромно. Обычно они представляли собой небольшое прямоугольное сооружение, возведенное вокруг внутреннего дворика с галереей из деревянных колонн.

Во двор выходили несколько комнат, лишенных окон. Настоящая архитектура начиналась в центре города — на агоре, ее главной площади, где кипела торговая и общественная жизнь. В последние века до новой эры агора в Афинах была крупнейшей площадью всего эллинистического мира.

Две ее части — торговая и административная — были разделены Панафинейской дорогой. Именно по ней в дни праздников торжественные процессии двигались к Акрополю.

Из архитектурных сооружений афинской агоры прекрасно сохранился храм, посвященный покровителю ремесел Гефесту и богине Афине, которая была не только воительницей, но и искусной ткачихой. Храм до сих пор возвышается в северно-западной части агоры.

Во времена Перикла и Сократа вокруг него работали многочисленные мастерские: кузнечные, гончарные, кожевенные, ткацкие. В наши дни на их месте зеленеют старые оливы и можжевельники. Храм был построен в V в. до н. э. и сохранился гораздо лучше Парфенона.

Все его тридцать четыре дорические колонны до сих пор поддерживают скаты треугольной крыши, На восточном фризе сохранились барельефы, рассказывающие о девяти (из двенадцати) подвигах Геракла. В скульптурном украшении храма использовались сюжеты из жизни легендарного царя Тесея. Отсюда его иное распространенное название — Тесейон. Начиная с VII в. н. э. и до 1834 г. Гефестион был христианским храмом.

Гефестион является периптером. Это наиболее развитый и часто встречающийся тия древнегреческого храма. По всему периметру он окружен колоннами. Как известно, у простейшего греческого храма (так называемого дистиля) портик был украшен всего двумя колоннами.

У храмов, построенных по плану простиля, число колонн на фасаде увеличивалось до четырех. Если колонны украшали и противоположную фасаду сторону здания, говорили уже о храме амфипростипе (трем, amphi — по обе стороны, stylos — «столб», «колонна»). Когда храм украшали колоннами по всему периметру, вставал вопрос об их количестве вдоль боковой стены. Древнегреческие архитекторы прибегали в этом случае к простому расчету — увеличивали вдвое число колонн на фасаде и уменьшали результат на единицу.

На примере Гефестиона можно изучать элементы дорического стиля .Даже издали прекрасно заметен мощный гладкий архитрав храма. Выше идет узкая «полочка» — тения, Еще выше — фриз. Он сдержанно украшен прямоугольными чередующимися плитами с прорезанными в них желобками.

Такие плиты называют триглифами. Между ними расположены метопы — почти квадратные в плане плиты, которые могли украшать рельефы. Храм Гефеста демонстрирует строгий триглифно-метопный фриз, который украшен лишь небольшими выступами под метопами — гутами.

На фриз опирается не менее лаконичный карниз и фронтон. Пропорции, характерные для дорического ордера, были достаточно подробны описаны римским инженером и теоретиком архитектуры Витрувием.

Колонны Гефестиона демонстрируют классический дорический ордер. Это название намекает на племена дорийцев, которые в XIII-XI вв. до н, а. вторглись на территорию Средней Греции и на Пелопоннес, разрушив центры древней микенской цивилизации. В архитектуре дорический ордер является самым простым.

Для него характерны слегка суживающиеся округлые колонны с вертикальными желобками — каннелюрами. Любопытно, что такие желобки на колоннах появились уже в Древнем Египте в конце III тысячелетия до н. э. Для дорического ордера число каннелюр на каждой колонне не превышает 20, а их грани обычно острые. Капители дорических колонн состоят из эхина — своеобразной круглой «подушки», и прямоугольной плиты-абаки.

В I в. дон. э. римский поэт Гораций кратко сформулировал суть взаимоотношений римских завоевателей с побежденными греками: «Греция, взятая в плен, победителей древних пленила…». Он знал, о чем писал — сам завершал свое образование в Афинах. Свою независимость греки потеряли в результате двух военных поражений.

Сначала в III в. до н. э. при столкновении с римлянами понес огромные потери македонский царь Пирр. Затем в 197 г. до н. э. Филипп V был разбит римским полководцем Фламинином.

Хотя Греция попала в зависимость от Рима, ее наука, культура и искусство долгое время были для римлян высокими образцами, которым следовало подражать. Не случайно в то время греческий язык играл туже роль, что и латынь во времена Средневековья. Архитектура не была исключением.

Римляне брали в качестве образцов сооружения греческих зодчих и придавали своим собственным постройкам имперский размах. Если в Древней Греции храм был земным домом для обитавшего на Олимпе бога, то величественные римские сооружения возводились для новых земных богов — создателей первой империи на территории Европы.

Зримым воплощением римских побед становились триумфальные арки. Не случайно империи Нового времени позаимствуют эти сооружения у древних римлян. Каждодневный быт у римлян был прекрасно организован. История архитектуры не уделяет внимания скромным домам греков, зато роскошные римские виллы производят впечатление маленьких дворцов.

Прекрасный пример в этом плане дают Геркуланум и Помпеи. Римляне подарили миру такие архитектурные сооружения как акведук и амфитеатр. До сих пор акведук близ Нима на территории современной Франции считается чудом света, а ведь во времена римской империи он был обычным заштатным городком, расположенным вдалеке от столицы.

Самой крупной и хорошо сохранившейся античной постройкой Рима является Пантеон. Свой окончательный вид эта величественная постройка приобрела около 126 г. н. э., при императоре Адриане. Руководителем работ считается Аполлодор Дамасский. Архитектура Пантеона уникальна и не имеет предшественников.

Монументальный портик, построенный под влиянием классических греческих образцов, предваряет вход в гигантское купольное сооружение. Его высота — около 44м. Таков же диаметр площади основания. Таким образом, Пантеон является наглядной иллюстрацией задачи по классической геометрии — полусфера купола идеально вписывается в куб.

Для того чтобы воздвигнуть этот купол, использовалось пять сортов бетона. В его состав входил пуццолан — вулканический песок, придававший бетону твердость камня. При строительстве нижних ярусов в качестве наполнителя использовали твердую травертиновую крошку, для верхних брали крошку туфа и легкую пемзу.

Толщина стен купола с высотой уменьшалась. Чтобы основание купола не разъехалось под чудовищной тяжестью, толстые стены сооружения возвели на многоярусном усилительном кольце и укрепили массивными контрфорсами. Основная тяжесть многотонного купола лежит на восьми мощных опорных столбах.

Вход в Пантеон украшают восемь коринфских колонн высотой 13м. Они высечены из монолитных блоков серого египетского гранита. Базы и канители колонн сделаны из греческого мрамора. На широком карнизе хорошо читается латинская надпись: М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT.

Ее перевод гласит: «Мари Агриппа, сын Луция, во время третьего консульства построил». В 33 г. до н. а. Агриппа в должности эдила занимался строительством акведуков и общественных бань, не чурался забот о расширении и чистке Клоаки Максима — городской канализации Рима. Первое здание Пантеона было выстроено им в память о битве при мысе Акций между флотами Антония и императора Ошанина, который приходился Агриппе зятем. В 80 г. и. з. оно сгорело.

Через величественные бронзовые двери высотой почти 7 м посетители Пантеона попадают в огромную круглую залу, Ее свободное пространство поражает воображение. Взгляд обегает периметр двухъярусной стены, ее парные колонны, пилястры и ниши.

Эти углубления разгружают общий мощный вес основания купола. Внутри стен, толщина которых достигает 6 м, находятся скрытые ниши. Выше гигантскими каменными сотами к вершине купола поднимаются пять рядов так называемых перспективных кессонов — квадратных углублений сложной формы. Еще выше — отверстие окулуса (опайона). Диаметр этого «ока Пантеона» составляет около 9 м. Через него льется рассеянный свет, придающий пространству внутри немного таинственный вид.

В 600 г. при императоре Фоке Пантеон пал христианским храмом. Со времен Возрождения Пантеон использовался как усыпальница. Здесь находится могила Рафаэля и многих других знаменитых личностей.

Огромный вес каменного овала Колизея ложится на мощные несущие контрфорсы. Они соединены арками и сводами, которые и формируют внешний вид всего сооружения. Четыре уровня Колизея отражают иерархию его зрительных рядов. На самых нижних, лучших местах, сидели сенаторы, члены их семей, весталки.

Следующий уровень занимала знать. Выше сидели граждане и солдаты. Последний ярус был отведен для низших сословий. Первый ярус аркад Колизея украшен дорическими колоннами, второй — ионическими, третий — дорическими. Четвертый глухой ярус монолитной бетонной стены украшают лишь коринфские пилястры. Толпу людей, устремлявшихся в Колизей, по площади 76 пронумерованных проходов, они выводили зрителей на лестницы.