«Что есть такое красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Они увидели красоту в камне, смогли изначально мрачное сделать прекрасным. Им не нужна роскошь. Аскетизм в жизни, умеренность во взглядах, они привнесли и в свои работы.
Настало время сказать, кто же эти «Они». В этой статье мы ведем речь о таком стиле в архитектуре, как Брутализм. Вот, теперь становится абсолютно понятно, что до этого мы упоминали приверженцев этого стиля.
Нагота в искусстве появилась давно, даже на наскальных рисунках можно обнаружить изображения обнаженных мужчин и женщин. Человек – создание гармоничное, совершенное, он красив сам по себе. В любой галерее мира можно найти картины, выполненные в стиле «ню». Почему же тогда не попытаться перенести обнаженность и в архитектуру?
Приверженцы стиля Брутализм считали, что бетон может быть красивым, и совсем не обязательно его украшать, подвергать дополнительной обработке, штукатурить, декорировать. Неровности, шероховатости бруталисты воспринимали, не как изъян, а как индивидуальность постройки.
Пусть между кирпичами в кладке будут пустоты, неравномерность открывает новые возможности, показывает архитектору более широкие горизонты. Откровенность форм, грубые линии и края, гладкие стекла, не оформленные рамами, иногда нарочито неровные поверхности, выступающие металлоконструкции – вот отличительные черты Брутализма.
Материал берет главенство над создателем, руководит его действиями, показывает правильное направление, демонстрируя свои сильные стороны.
Брутализм, как протест, как крик. Он был ожидаем. Зародившись в тяжелое послевоенное время, он был и экономным и бескомпромиссным. Нет покраски, штукатурки, облицовки, строения, созданные в стиле Брутализма, казалось, выражали боль земли, отражали её боль после авиа-ударов, взрывов мин.
Между тем Брутализм так же являлся и выражением политических взглядов социализм чистой воды. Этот стиль воспринимался, как отрицание всего буржуазного, честность, искренность простых рабочих людей.
Черты, характерные для Брутализма можно увидеть не только в архитектуре, многие дизайнеры используют этот стиль при оформлении и декорировании помещений. Брутализм в интерьерах уместен в любой комнате квартиры, будь то ванная, или спальня.
Он предполагает использование необработанного природного камня, кирпича, плитки сдержанных цветов (обычно белого, или черного), мебель подбирается массивная, обладающая резкими формами, нарочито создающая впечатление грубости. Даже в современных офисных зданиях, в кабинетах высшего руководства, можно увидеть интерьер соответствующий Брутализму.
Основными приверженцами этого стиля были архитекторы Ле Корбюзье (Швейцария), Элисон и Питер Смитсоны (Англия). Последние, как раз являются людьми, давшими название этому стилю в соответствии с французским термином «b?ton brut», что означает необработанный бетон.
Яркими примерами строений, выполненных в стиле Брутализма, служат: Singapore Land Tower (Сингапур), здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне, здание секретариата в Чандигархе, институт Марчионди в Милане. В России так же можно найти черты, свойственные Брутализму, так например, здание театра на Таганке является характерным примером этого архитектурного стиля.
К данному стилю в архитектуре можно относиться по-разному. Кто-то будет в ярости исступленно кричать, что это беспредел, строения вызывают угрюмые, граничащие с клаустрофобией чувства.
Другой напротив, увидит в оголенных стенах беззащитность. Сколько людей, столько и мнений, мы уникальны, каждый со своим мироощущением, а потому Брутализм имеет право на жизнь. Он четкий, современный, и пусть это искусство не массовое, но это искусство!
Приверженцы стиля Брутализм считали, что бетон (или бетонирование) может быть красивым, и совсем не обязательно его украшать, подвергать дополнительной обработке, штукатурить, декорировать…
Материал, Ячеистые бетоны, берут главенство над создателем, руководит его действиями, показывает правильное направление, демонстрируя свои сильные стороны.