Интересно мнение известного теоретика современной итальянской архитектуры Манфредо Тафури, который считает, что постмодерн — это очередная причуда моды, кратковременное увлечение.

Это явление скрывает протест против Современной архитектуры. И, конечно, самый интересный момент — это растущее недовольство настоящим или будущим, которое это настоящее предполагает.

Все это сейчас происходит для того, чтобы создать фундамент чего-то нового, дать ему толчок, ибо такова ситуация. Это означает, что шок после того, как авангардисты предложили отказ от прошлого, порвать с ним вообще, этот шок еще не прошел, еще не преодолен. В то же время существует потребность в том, чтобы история была материализована внутри этой т. н. традиции нового.

Итак, понятие постмодернизма объединяет широкую совокупность разнородных и даже противоречивых явлений, объединяемых единственно лишь противоположностью их Современной архитектуре.

Несмотря на внутренние противоречия, период 70-х годов в Италии своеобразен. Появляется все больше индивидуальных поисков. Одни обращаются к технологии, к региональному опыту, к ремесленничеству, другие ищут новые пути в освоении и осмыслении исторического наследия.

Возникает интерес к традиционным материалам, к исторической среде, в которую вводится архитектурное произведение. Однако почти все они объединяются общим стремлением найти национальное своеобразие, используя возможности, которые предоставляет современная строительная техника и широкое применение народных, местных традиций и архитектурных форм.

Многообразные тенденции 70-х годов — не только реакция на крайности Современного движения, но, по существу дела, они являются продолжением существовавших ранее течений, — считает Портогези.

На протяжении всей послевоенной истории развития архитектуры Италии, на фоне т. и. Интернационального стиля, который превалирует, появляются произведения архитектуры, создающие новую направленность, под названием — Итальянская линия. Именно значение этой Итальянской линии весьма существенно в формировании современных тенденций в общественном масштабе.

Портогези выделяет три поколения архитекторов. Это отцы-основатели — Л. Кваропи, М. Ридольфи, Дж. Миккелуччи и др.; среднее поколение, наиболее ярко выразившее свою индивидуальность, — Г. Капелла, В. Греготти, К. Аймонино, А. Росси, туринская группа неолиберти и др. и совсем молодые, которые сформировались в бурные 60-е годы и которых объединяет широкое выражение идей и более богатый архитектурный язык, чем у предшественников.

К ним относятся Ф. Пурини, группа ГРАУ, К. Дарди и др. Каждый представитель Итальянской линии имеет собственную творческую позицию, а их произведения демонстрируют персональность автора почти с интимной точки зрения. Для ряда проектов этих архитекторов характерны отдельные и разнообразные связи с историей архитектуры.

Изучение творчества архитекторов Итальянской линии и анализ отзывов современной критики помогут нам дать ответ — чем, собственно, является итальянская архитектура 70-80-х годов, насколько она преодолела кризисное состояние минувших лет и насколько отражает противоречия своего общества?