Дрезденский Цвингер справедливо называют жемчужиной немецкого барокко. Начало его строительства связано с именем саксонского курфюрста Августа, прозванного за недюжинные физические данные Сильным.
В 1697 г. он занял польский престол. Как и многие европейские монархи, он старался подражать французскому королю Людовику XIV. Саксония того времени была на подъеме. Горные разработки давали олово и серебро.
Август наладил первое в Европе производство фарфора, секрет которого тщательно охранялся. Экспорт майсенских тарелок, блюд, чашек и супниц приносил высокий доход. Блестящему правлению требовалась роскошная резиденция.
Ее строительство Август поручил немецкому архитектору Маттеусу Даниэлю Пеппель- ману (1662-1736). Его учителем был Вольф фон Кленгель, в творчестве которого уже начали проявляться барочные черты. Пеппельман развил их до совершенства.
Стройка началась в черте старого города, в том месте неподалеку от берега Эльбы, где ранее располагалась линия городских укреплений. Отсюда и возникло название будущего дворца. Цвингером в средневековой Германии называли пространство между наружной и внутренней крепостными стенами.
увлекалась выращиванием диковинных апельсиновых деревьев, и Август не хотел отставать от моды. Эскиз будущего сооружения для придворных развлечений был начертан Августом самолично.
Чтобы будущая резиденция более соответствовала последним архитектурным веяниям, он отправил Пеппельмана в турне по Франции. К 1732 г. три стороны двора окружили каменные одноэтажные арочные галереи и отдельные павильоны. Сторона, обращенная к Эльбе, пока оставалась открытой. Ни Пеппельману, ни Августу не довелось увидеть свое творение завершенным.
Цвингер был задуман как своеобразный парадный зал под открытым небом для проведения красочных представлений, карнавалов и маскарадов, Поэтому все здания Цвингера сгруппированы вокруг большого вентрального двора — по сути огромной сцены. Ее внушительны й квадрат со стороной более ста метров расширен с даун противоположных сторон подковообразными двориками.
Уже в 1709 г. площадь окружили деревянным строением, были возведены триумфальные арки и построены оранжереи. Как и многие королевские резиденции Европы, Цвингер начинался с разбивки сада.
Своеобразным архитектурным центром Цвингера помимо павильона с колоколами и «борот под короной» и является так называемый Французский павильон, Его фасады богато украшены скульптурами, среди которых не только изображения олимпийских богов, но и фигура самого Августа Сильного, который входит в этот круг небожителей. Французский павильон Цвингера особенно тщательно проработан скульптурным декором и считается квинтэссенцией немецкого барокко.
Взглянуть на большой двор можно, поднявшись на крышу галерей. Она связала воедино здания Цвингера еще во времена Маттеуса Пеппельмана.
Одна из ярких запоминающихся архитектурных достопримечательностей Цвингера — Кронентор, так называемые Ворота под короной. Это одно из самых первых сооружений Цвингера. Именно его приказал в первую очередь воздвигнуть Август Сильный, когда стал обладателем польской короны.
На это указывает внушительное изображение самой этой короны: она венчает надвратную башню Кронентора. В целом «Ворота под короной» смотрятся как компактная двухъярусная триумфальная арка. Пройти через нее к Центральной аллее и во двор Цвингера можно, минуя деревянный мостик, перекинутый через ров с водой. Слева и справа от Ворот протянулись две галереи. В правой теперь находится музей фарфора, в левой — музей минералогии.
Это сделал немецкий архитектор Готфрид Земпер. В 1834 г. он занял пост профессора архитектуры в Королевской Академии изобразительных искусств Дрездена. Клятва верности саксонскому королю и членство в Саксонском Художественном обществе открывали для честолюбивого художника большие возможности.
В Дрездене он построил здание Королевского театра, городской дворец Оппенгейм и несколько других зданий. Работа над расширением и завершением ансамбля Цвингера началась в 1847 г. Согласно принятому проекту, на его северо-восточной стороне Земпер должен был построить картинную галерею. Для реализации этого проекта архитектор специально ездил в Италию знакомиться с особенностями тамошних галерей.
Довести работу над галереей в Цвингере Земперу помешало Дрезденское майское восстание 1849 г. Точнее, его твердые республиканские взгляды, которые заставили примкнуть к восставшим. Именно Цвингер отдал приказ строить на улицах баррикады.
После подавления восстания Дрезден пришлось покинуть навсегда. Галерея достраивалась под руководством его друга — архитектора Карла Морица Хенеля. В наши дни в корпусе, построенном по чертежам Земпера, находится знаменитая Дрезденская картинная галерея.
Колокольный павильон Цвингера знаменит своей удивительной музыкой. Ее каждый час выводят сорок колоколов, отлитых не из металла, а сделанных из знаменитого мзйсенского фарфора. Идея завести в Цвингере колокольную музыку принадлежит еще Августу Сильному. В 30 е гг. XX в., при реставрации Цвингера, его знаменитые колокола были перенесены в отдельный павильон.
Важное место в архитектурном комплексе Цвингера играет вода. Идея использовать перепад высот между цвингеровским валом и садом для организации фонтанов принадлежит самому Маттеусу Пеппелыиану.
В результате в центре двора появились четыре больших бассейна с бьющими струями. Своеобразным водяным театром называют фонтаны и каскады «Купальни нимф».
Этот своеобразный грот под открытым небом расположен за французским павильоном. Здесь посетителей окружают колоннады, лестницы и ниши со скульптурами, выполненными в мастерской Балтазара Пермозера.