Ансамбль, носящий название Ляби-хауз (что значит «берег хауза»), состоит из двух медоесе и ханаки, расположенных вокруг хауза Диван — Беги. Первым было построено самое большое в Бухаре медресе Кукельдаш (1568—1569 гг. ). Строитель медресе визирь хана Кульба — Кукельдаш, видимо, не думал об ансамбле, и постройка медресе исчерпывала его намерения.
Спустя пятьдесят лет свободные участки против медресе застроил Надир-Диван — Беги, визирь Имам-Кули-хана; он задумал создать ансамбль, построив ханаку и большой каравансарай (впоследствии использованный под медресе). Ханака построена в 1619—1620 годах, медресе в 1622—1623 годах.
Осложнения возникли с сооружением хауза. На месте между ханакой и медресе был двор, принадлежавший частному владельцу, который отказался его продать. Диван-Беги пришлось смириться с этим и удовольствоваться постройкой небольшого водоема. Но со временем владельцу пришлось согласиться обменять свой участок на участок ь доугой части города.
Тогда размеры хауза были увеличены до ныне существующих. Поэтому водоем вначале носил название «Хгуз-и-Бозур», что значит «воздвигнутый насилием». Ансамбль Ляби-хауз отличается от главного ансамбля Самарканда — Регистана — большей пластичностью и более сложной взаимосвязью сооружений.
Ансамбль самаркандского Регистана характеризуется элементарной симметрией архитектурных объемов и, несмотря на свою пышную архитектуру, производит впечатление некоторой сухости. В Ляби-хаузе все значительно сложнее. Здесь есть только одна длинная ось, параллельная улице, на которой расположены ханака, медресе и хауз.
В перпендикулярном направлении ось симметрии отсутствует, и композиция держится на пространственном равновесии форм. Большое значение в этом равновесии играет хауз; не будь его, ханака оторвалась бы от группы двух медресе. В районе Ляби-хауза был чайный рынок. По берегам хауза, окаймляя его, располагались мно-гочисленные чайханы, ошханы (столовые), лавки цирюльников и местных врачей «табибов». В тени деревьев велись беседы о торговых сделках и новостях дня.
И теперь Ляби-хауз остается излюбленным местом отдыха жителей Бухары. В знойные дни под деревьями и на ступеньках хауза всегда много отдыхающих. В городах и особенно пригородах много ансамблей культового назначения, построенных обычно у могил мусульманских святых. Вода их хауэов считается или священной или целебной. Ряд таких ансамблей имеет значительные размеры.
Первенство среди них принадлежит ансамблю Бахауддин близ Бухары. Построен он в честь известного мусульманского святого. К ансамблю культовых зданий примыкает древнее кладбище, за три века накопившее много слоев захоронений. Для того чтобы устроить удобный подход к зданиям, окружающим могилу святого, пришлось в толще многоярусных могил прорыть глубокие траншеи, облицованные по сторонам плитками из местного серого мрамора.
Кладбище представляет собой целый городок с улицами и переулками, высота стен которых достигает 4 метров. Ансамбль делится на две части. Первая из них — замкнутый дворик вокруг могилы святого —самая древняя и самая почитаемая. Северная мечеть построена при Абдул-Азисхане (1645—1680 гг. )
Посредине дворика находится небольшой квадратный в плане хауз; на его берегу — киоск для священной чаши. Здесь же священный колодец. Дворик составляет «святую святых» ансамбля. За стенами дворика с трех сторон простирается кладбище, с четвертой располагается «светская часть» — каравансарай, большой хауз и мечеть с минаретом для обычных намазов. Паломники находили приют в небольшом каравансарае.
На берегу хауза они могли отдохнуть и выпить чаю в чайхане под тенью развесистых деревьев, а в мечети—принести молитву перед посещением могилы святого. Тут же построена большая ханака с общежитием членов монашеского ордена Накшбепди. Поблизости находится розовый сад. В нем каждый год, когда распускались розы, устраивалось большое гулянье.
Принципы исторически сложившихся ансамблей с хаузами могут быть полезны при проектировании новых городов и поселков, архитектура которых, проникнутая социалистическим содержанием, должна в своих формах воплощать национальные особенности культуры народов Средней Азии. Приведенные выше сведения об исторически сложившихся формах архитектуры городских водоемов и участии их в ансамблях городов могут служить только отправной точкой для проектирования подобных сооружений при новых обстоятельствах.
Острый недостаток воды сменяется ее изобилием. Качественно новые условия должны породить и новые архитектурные формы водоемов. Но создавая их, необходимо знать многовековую практику народных мастеров по строительству хаузов, с тем, чтобы устраняя отжившие и устаревшие черты этих сооружений, максимально развирать их положительные свойства. Создание таких очагов микроклимата в сочетании с чайханой будет отвечать народному обычаю коллективного отдыха на берегу хауза.