Молодые тогда архитекторы Джек Линн и Айвор Смит, как и Смитсоны, предложили на конкурсе Голден Лейн проект с улицами-палубами. Их проект также не был отмечен, но они были приглашены в штат главного архитектора Шеффилда, где и построили вместе с Джоном Льюисом Уомерсли крупный жилой массив Парк Хилл, следуя необруталистской концепции (1961).

В основе ее лежит социологическая идея «стержней общения», роль которых исполняют улицы, традиционно использующиеся в рабочих районах английских городов как место общественных контактов и детских игр. В Парк Хилл этой цели служат галереи — «улицы-палубы» шириной 3,6 м, которые, подобно коридорам марсельского дома Ле Корбюзье связывают расположенные на двух уровнях квартиры и устроены на каждом третьем этаже.

Не прерываясь, они проходят через весь комплекс, превращая его в одно здание с населением около 4 тыс. человек. Располагаются они на теневой стороне корпусов и при их изгибе переходят на другую сторону. В конце крыльев блока галереи образуют площадки, к которым примыкают пары башен с вертикальными коммуникациями и мусоропроводами. Там, где корпуса разделены, площадки связаны мостиками-переходами.

Комплекс запроектирован как жилая среда, для которой несущественны такие понятия, как «фасад», «силуэт» Он лежит на рельефе сохраняя единый уровень плоских кровель, в то время как число этажей в корпусах по мере падения склона увеличивается с 4 до 12. Пространственная структура определяется организацией жизни, но не стремлением к живописным эффектам.

Жесткие членения структуры обозначены открытым железобетонным каркасом, заполненным кирпичом, и глубокими галереями Простые грубоватые материалы дополняют характер архитектуры возникшей в подчинении социологическим гипотезам, этическим, а не эстетическим ценностям Комплекс обозначил максимум притязаний раннего необрутализма. Его идеи доведены здесь до кульминации

Поиски новых средств организации городской общины и идентифицирующего ее образа в условиях послевоенной реконструкции архитектор Денис Лесдан (р. 1914) связал с понятием «кластер» (группа, пучок).

В перестраиваемой трущобе Лондона Бетнал Грин, с ее переуплотненной деградирующей средой, он собрал вокруг центральной башни, куда сведены вертикальные коммуникации, четыре 16-этажных жилых блока; их двухуровневые квартиры связаны с башней открытыми мостиками (1955-1958). Квартиры получили оптимальную инсоляцию и изолированы от коммуникаций Расчлененность и развороты вертикальных блоков сняли ортогональность, а с ней — и визуальную жесткость аскетичной формы.

Появление в Нейи под Парижем построенных Ле Корбюзье домов Жауль подарило бруталистам образец, более наглядно сочетающийся с представлением о «брутальности», чем «бетонный корабль» марсельской «жилой единицы». Сочность открытой кирпичной фактуры этих домов дала толчок представлению, что брутализм — это прежде всего работа с осязаемой, крупнофактурной поверхностью, открытыми простыми материалами, насыщенной пластикой объемов.

Многослойность значений формы домов Жауль несомненно включала отречение от геометрического схематизма и абстрактной точности формы довоенного функционализма, его «белой архитектуры». Новые впечатления стали толчком к постепенной смене императивов брутализма, к возвращению эстетики и перерастанию метода в стиль

Процесс этот практически начал Джеймс Стерлинг (1926-1992), работавший с Джеймсом Гоуэном. В 1956-1958 гг., под влиянием домов Жауль, они построили группу двух-трехэтажных квартирных домов в Хэм-Коммон, Лондон. Расчлененные креповками и завершенные плоскими кровлями, эти дома производят впечатление собранных из кубических объемов. Грубый кирпич фасадных стен расчленен полосами выпущенных наружу граней бетонных монолитных перекрытий

Как и в Нейи, в пределах прямоугольных членений фасада «разыграны» свободные комбинации окон подрезаемых перекрытиями. Тяжелые бетонные водосливы и короба вентиляции подчеркивают плоскостность стен. Несмотря на отсутствие сводов, сходство с домами в Нейи очень велико (если не учитывать ощутимо большей точности форм реплики). При всем том некоторые фрагменты (торцы двухэтажных домов) говорят о влиянии голландского неопластицизма

Детали свидетельствуют, что дома в Хэм-Коммон — не пассивное подражание Ле Корбюзье, но работа самостоятельных мастеров И действительно — в следующем десятилетии Стерлинг становится наиболее ярким лидером позднего брутализма, принципиально изменяя его направленность и ценностные ориентации (впрочем, в 1960-е единство направления становится уже чисто номинальным, дробясь на несхожие варианты)

Мощной — хотя подчас и поверхностной — демонстрацией приемов необрута- лизма в 1950-е гг. стала работа архитектурных коллективов в системе Совета Лондонского графства — там, где верх одержали пристрастия молодежи. Примером может служить застройка комплекса Роэмптон в южной части Лондона, самого крупного жилого массива в послевоенном муниципальном строительстве британской столицы.

Алтонист прихотливо и нарочито живописен в характере шведского эмпиризма. Его смешанная застройка, с чередованием односекционных домов башенного типа в 11 этажей и 2-4-этажных корпусов различной протяженности утомляет повторением контрастов. В микрорайоне трудно ориентироваться, а недостаточная структурированность застройки не способствовала формированию местных коллективов.

Архитекторы Алтон-веста укрупнили членение структуры Его пространственным ядром стала открытая лужайка с газоном и группами деревьев Она обрамлена группами, в которые собраны однотипные постройки — 11-этажные пластины, 12-этажные башни и 2-3-этажные сблокированные дома с участками

Группы организованы ясно и обозримо, их сопоставления контрастны и живописны. Технические и экономические возможности Совета Лондонского графства значительно превышали те, которыми располагал Ле Корбюзье в Марселе, и англичане создают комплекс из 5 «жилых единиц» — пластин, по объему подобных марсельской, и 15 башен, дополняя их малоэтажными постройками с садами для самых больших семей.

Формируя в пределах микрорайона соответствующий демографической программе набор жилищ, они приняли простые схемы зданий — пластины галерейного типа с квартирами в двух уровнях, односекционные башенные дома с минимальными жилищами. Эстетика «грубого бетона» модифицирована — для стен использованы панели с точной геометрией и крупной фактурой отделки; элегантная точность и лаконизм достигнуты в противовес живописной брутальности марсельской единицы. Свободное сочетание четко организованных групп и точность открытых конструкций создали «специфически английскую» и специфически бруталистскую версию типа, исходящего от Ле Корбюзье.