В сентябре 1869 г. в предгорьях немецких Альп недалеко от границы с Австрией началось строительства огромного замка. Его возведение должно было воплотить в жизнь мечты короля Баварии Людвига II и стать зримым воплощением его представлений о романтике.
Юный принц воспитывался в Хоэншвангау — замке своего отца Максимилиана II. Эта цитадель была выстроена и оформлена в средневековом стиле. С детства мальчика окружали образы германской мифологии, которые будоражили его фантазию.
Со стен отцовского замка на него смотрели герои эпоса о Нибелунгах, там Зигфрид совершал подвиги во славу дамы своего сердца — прекрасной принцессы Кримхильды.
Лучшим музыкальным сопровождением для этих эпических сцен была музыка Рихарда Вагнера. Неудивительно, что юный Людвиг стал ее страстным поклонником. Когда в 1861 г. он унаследовал трон, то стал меценатом Вагнера, заплатив за композитора все его долги.
Король Баварии мечтал построить крепость, которая стала бы своеобразным новым Монсальватом — «горой спасения», замком Святого Грааля, древний образ которого использовал Вагнер в своей опере «Парцифаль».
В качестве плацдарма для будущей стройки Людвиг выбрал старый полуразрушенный замок Шванштайн («Лебединый утес») — родовое гнездо рыцарей Швангау, которые были основой генеалогического древа королей Баварии. Руины этой цитадели были снесены, и на их месте началось строительство замка, который должен был стать воплощением духа древнего германского рыцарства.
В письме к Вагнеру Людвиг так описывал, что его архитектурный стиль «… будет воспроизводить первозданные германские рыцарские замки… Замок будет священным и неприступным. Певческий зал, откуда открывается общий вид на замок, напомнит Вам сагу о Тангейзере, а внутренний двор и часовня — песню о Лоэнгрине… Здесь мы будем чувствовать божественное дыхание небес».
К воплощению своей мечты в жизнь Людвиг привлек мюнхенского художника Кристиана Янка (1833-1888). Примечательно, что он работал театральным декоратором. Нарисованные Янком эскизы во многом напоминали декорации к опере Вагнера «Лоэнгрин», которую юный Людвиг услышал в постановке Мюнхенского королевского оперного театра в 1861 г.
Пройдя через въездные ворота, туристы попадают в нижний внутренний двор замка. Похожая на средневековый донжон Квадратная башня находится справа. Далее еще один двор — верхний. Его замыкает здание королевского дворца, в котором находится тронный зал и королевские покои.
Замок, это зримое воплощение сказки, построен около города Фюссен в юго-западной Баварии, на вершине холма среди отрогов Альп. В XX в. он стал одним из самых значимых туристических объектов Баварии. В наши дни в замке Людвига II проходят ежегодные музыкальные концерты.
В замке было создано более 360 залов, сочетающих различные архитектурные стили. В оформлении можно увидеть элементы готики, барокко, романского стиля. Стены украшают картины с изображением мифических сюжетов и сцен из опер Вагнера.
Только над изготовлением одной резной деревянной кровати Людвига, выполненной в готическом стиле, пятнадцать резчиков трудились в течение четырех с половиной лет. Личные покои Людвига украшены резными дубовыми панелями. Стены украшают драпировки и гардины, их сюжеты рассказывают о любви Тристана и Изольды. Гостиная — по сути иллюстрированный рассказ о жизни и подвигах Лоэнгрина.
Известно, что в своих мечтах Людвиг отождествлял себя с рыцарем-лебедем Лоэнгрином. Не удивительно, что в оформлении интерьеров замка образ лебедя встречается неоднократно. Его можно увидеть на гобеленах и инкрустированных шкатулках.
В одном из залов находится так называемый «Лебяжий рукомойник», из которого течет горячая и холодная вода. Это, кстати, весьма показательный факт. Несмотря на стилизацию под старину, замок был оснащен самой передовой для того времени системой отопления, работал водопровод и канализация.
Строительство замка поглощало огромные средства из бюджета страны. А Людвиг уже мечтал построить на одном из островов озера Химзее свой собственный Версаль. В результате короля решили объявить невменяемым и отстранить от власти.
В начале июня 1886 г. в Хоэншвангау прибыла специальная государственная комиссия. Спустя три дня Людвиг II отправился из Нойшванштайна в замок Берг. Эта поездка стала для «безумного Людвига» последней в его жизни. 13 июня при загадочных обстоятельствах он утонул в водах озера Штарнбергзее.
В воде неподалеку от берега в наши дни на этом месте можно увидеть простой железный крест. В том же 1886 г. Нойшванштайн был открыт для свободного посещения. Вскоре замок, который при жизни Людвига считали воплощением его безумства, стал для туристов одним из самых привлекательных аттракционов Баварии.
Для того чтобы взглянуть со стороны на главную башню замка, поднимающуюся на 79 м, стоит подняться повыше в горы. Для этого надо перейти через ущелье по подвесному мосту Марии. Он был построек по указу Людвига II и назван в память о его матери. Вначале мост был деревянным. В1866 г. балки заменили металлическими конструкциями. Внизу шумит белая лента водопада, падающего вниз с высоты 45 м. Отсюда хорошо видна и Квадратная башня замка; ее высота — 43 м.
Длина моста составила 244 м. Высота его башен — 65 м. Длина пролета между ними — 61 м. Угол подъема крыльев — почти примой; он составляет 83°. На строительство этого сооружения было потрачена более полумиллиона фунтов — гигантская сумма по тем временам.
К моменту открытия моста его металлические конструкции были окрашены в коричневый цвет, который неплохо гармонировал со светлой облицовкой башен. В1977 г. англичане отошли от этой традиционной окраски. Цвет его металлических частей стал намекать на британский флаг. Теперь в окраске его подвесных цепей и оград доминируют синие и белые оттенки. Мгновенно узнаваемый силуэт моста с его двумя башнями стал своеобразной визитной карточкой не только Лондона, но и всей Великобритании.