Строительный материал играл решающую роль в создании цветового облика архитектурных сооружений, их комплексов и целых городов. Возникали искусственные ландшафты из глины, камня, дерева, позднее — из кирпича.

В наше время строительный материал не столь безраздельно определяет цветовую среду городов, которая в значительной степени формируется облицовкой, стеклом, покраской.

Преимущественное использование искусственных строительных и отделочных материалов и сборных железобетонных конструкций создает серую монотонность городских ландшафтов. Материалы — главный барьер на пути цветовой выразительности современных городов.

И в перспективе массовое домостроение будет ориентироваться на железобетонные конструкции. В этой ситуации важно развивать разнообразные виды индустриальных отделок и покрасок. Вначале остановимся на положительных и отрицательных сторонах индустриальной отделки и покраски с точки зрения их вклада в цветовую атмосферу города.

Индустриальная отделка зданий — облицовка камнем или керамической плиткой, присыпка каменной крошкой, создание лицевой поверхности бетона с помощью цветных цементов, глазурование, безусловно, имеют положительное качество — долговечность.

Покраска зданий даже в заводских условиях по стойкости цвета уступает облицовке. Казалось бы, преимущество, скажем, облицовки керамикой перед покраской силикатными красками очевидно. Однако при оценке цветовой среды города мы придаем исключительно важное значение новизне впечатлений, возникающей от цветовых изменений отдельных элементов архитектуры.

Любые интенсивные цвета облицовки жилого дома или выразительный цветовой орнамент на его фасаде скоро перестают восприниматься жителями, теряют остроту, становятся психологически невидимыми и адресуются лишь тем, кто изредка посещает этот район.

Глазурованные поверхности фасадов, застывшие на многие годы, как бы создают новое бесцветие. Возникает вопрос: целесообразны ли затраты на подобную облицовку, не вызывающую должной эмоциональной реакции жителей и, следовательно, мало эффективную? Прежде чем ответить на этот вопрос, приведем несколько доводов в пользу покраски.

Она динамична и, возобновляясь через относительно короткий срок, способна учесть новые веяния в архитектуре, художественной культуре, в формировании городской среды. По мере уплотнения застройки, завершения строительства отдельных объектов она способна создать новые акценты, придать завершенность пространствам, отразить суть деятельности, протекающей в них, способствовать решению различных композиционных задач.

По мере развития городской среды покраска может оперативно содействовать разрешению насущных художественных и утилитарных запросов.

Мы не предлагаем заменять облицовку покраской. Речь идет о специфике воспроизведения цветовой выразительности фасадов с точки зрения поддержания живого, пульсирующего многоцветия.

Практически невозможно через каждые два-три года заново окрашивать многоэтажные жилые дома в обширных районах крупного города. Здесь целесообразна стойкая цветовая отделка, но полихромия в целом должна быть стратегически зрелой, т. е. подразумевать и включение покраски, и другие формы внесения цвета под влиянием предпочтений жителей, например, объектов непрофессионального творчества.

Вопрос сводится не к конкретному способу нанесения цвета на внешние поверхности зданий, а к соотношению относительно постоянных и переменных цветовых элементов архитектуры, обеспечивающему стабильность, преемственность традиционных черт, и одновременно — подвижность за счет усвоения новых тенденций цветовой культуры, способности к ассимиляции нетрадиционных тем.