Издавна человек старался всеми возможными способами украсить свое жилище, то есть определенным образом оформить среду своего обитания. Вследствие этого сформировалось такое искусство, как архитектура.

Архитектурой называют искусство строить здания, сооружения и комплексы сооружений различного назначения.

Принципы построения архитектурных композиций выражаются во взаимном расположении и гармоничном сочетании архитектурных элементов данного конкретного объекта. Построение архитектурных композиций выполняется в соответствии с используемыми пропорциями, ритмом (равномерное чередование элементов) и масштабом.

Также в архитектуре используются разнообразные декоративные средства, наиболее распространенные из них орнамент и лепной декор. Декор подразумевает целый комплекс (совокупность) средств украшения и в этом смысле имеет весьма емкое значение. Орнаментом называют какой-либо ритмично повторяющийся рисунок, выраженный в цвете, рельефе или как-нибудь еще.

В архитектуре одним из базовых понятий является понятие ордера — художественной системы сочетания архитектурных деталей, определяющей их гармоничный порядок и последовательность расположения в архитектурном сооружении.

Основой любого ордера, а они бывают пяти основных видов (тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный), является своеобразная стоечно-балочная конструкция, состоящая, в упрощенном варианте, из (как минимум) пары колонн и архитрава. Колонны являются несущими стойками, а архитрав представляет собой несомые, опирающиеся на них, балки.

Три вида классических ордеров (ионический, дорический и коринфский) сложились еще в античный период, в Греции. Развитие ордерных систем в Древнем Риме выразилось в использовании стоечно-балочных конструкций в качестве декоративного приема при создании более грандиозных архитектурных сооружений.

Чаще всего в древнеримской архитектуре декоративное использование ордеров применялось для оформления арочных конструкций, причем в таких случаях колонны и антаблемент перестают выполнять. Полный ордер свои непосредственные функции, а превращаются исключительно в предмет художественного украшения.

Помимо описанных выше композиций, построенных на основе различных ордеров, существуют и так называемые безордерные композиции, которые отнюдь нельзя назвать беспорядочными. В архитектуре к безордерным композициям относят все существующие формы, независимо от конструктивной схемы, отличающиеся от классических ордерных систем.

Такие безордерные композиции могут быть как стоечно-балочными, сводчатыми, арочными, так и комбинированными. История развития безордерных композиций ведет свое начало еще с культовых сооружений древней Месопотамии (зиккураты) и древнеегипетских пирамид.

В эпоху Возрождения архитекторы соединяют в своих произведениях изысканный римский декор с масштабными древнегреческими композициями, используя при этом последние достижения науки и техники.

Вследствие этого, в архитектуре были сформированы два направления выполнения кессонных сводов, одно из которых заключается в укладке плит оболочки по так называемым подпружным аркам, а другое — по решетке каркаса свода, заполненного плитами. И первое и второе конструктивные решения актуальны для выполнения современных конструкций с последующей отделкой их лепниной.

Освоение штукатурно-лепных работ, оказавшихся достаточно экономичными, повлияло на развитие в период позднего Возрождения конструктивно-декоративных и ложно-конструктивных приемов, вытеснив таким образом структурно-конструктивные приемы стиля барокко.

В результате архитектура обогащается новыми формами декоративного лепного рельефа, трансформировавшегося в последующих эпохах в вольную трактовку классических архитектурных приемов.

Подобная трактовка приемов эпохи Возрождения выразилась в оформлении фасадов и внутренних помещений разрозненными деталями, например, детали классических ордеров используются для украшения карнизов, окон и т. д. В итоге, традиционные архитектурные системы теряют свое конструктивное назначение и в данное время выполняют чисто художественные функции.

Лепной декор в отличие от прочих декоративных отделок имеет весьма специфичную технологию изготовления изделий. Если облицовочный камень после соответствующей обработки сразу же можно устанавливать на место, то лепные изделия требуют еще и дополнительной подготовки.

Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что лепные изделия должны сочетаться с прочими видами отделок, основными из которых, безусловно, являются штукатурки, которые занимают особое место в комплексе декоративных работ.

Штукатурки могут выступать как в роли самостоятельных декоративных покрытий, так и в качестве фонового материала для большинства прочих декоративных отделок, и в частности лепных. Заметим, что многие методы выполнения штукатурных работ весьма близки к методам, используемым в лепных работах.