Полотно Пьера Пателя, появившееся в 1668 году, показывает нам версальский комплекс, увиденный художником с высоты птичьего полета. Внизу перед зрителем открывается грандиозное пространство, замыкающееся на западе чередой холмов в голубоватой дымке, а на севере и юге — мягко круглящимися возвышенностями. Между тем избранная живописцем точка зрения не дает возможности продемонстрировать версальские сады пол
ностью. Панорама уводит внимание зрителя за горизонт, и там взгляд теряется в далеких холмах. Таким образом, тщательное изучение картины предусматривает анализ трех зон; точкой отсчета служит дворец, от которого простираются врезающиеся в покоряемое пространство дороги, напоминающие лучи солнца. Первую зону составляет "Малый парк", сооружение которого началось еще при от
це Короля-Солнца — Людовике XIII. Руководил работами Жак Буасо. Этот сад был запечатлен еще на плане 1661 года — старейшем из известных планов Версаля. Через партер площадью 93 гектара дорога вела к пруду Аполлона. Следующая зона была в десять раз больше первой. Речь идет о территории, которая в наши дни называется "Большим парком". Третья и самая обширная зона, площадь которой составляет 6,5 га — старый "Большой парк". Он включает в себя охотничьи угодья и деревни, такие, как Сен-Сир, Реннемулен и Марли. Оградой владений служила стена длиной 43 км с 22 воротами.
Версаль задумывался не только как своего рода место отдыха и увеселений. Резиденция призвана была стать воплощением новой концепции пространства и символизировала новый государственный порядок и даже мироустройство. Отождествление Короля-Солнца Людовика XIV с Аполлоном было не просто мифологической забавой, но также и политическим трюком. Аполлон — предводитель муз и творец божественной гармонии — воплощал собой политические идеалы Людовика XIV. Король считал себя новым правителем христианского мира, который нуждался в усмирении и контроле. Сады Версаля отражали основополагающие законы, с помощью которых государственная власть управляла цивилизованным миром.
Решение и иконография "Малого парка" являются важной символической фигурой для понимания королевской концепции миропорядка. Уже к концу жизни Людовик XIV проложил круговой маршрут, обходивший одну за другой все достопримечательности резиденции. Миновав Зеркальную галерею и покинув дворец, посетитель оказывался в Водном партере.
Два бассейна были спроектированы Ленотром и построены Жюлем Ардуэ- ном-Мансаром между 1683 и 1685 годами. Отсюда взгляд скользит по центральной оси и, охватывая пруд Аполлона и канал, устремляется к горизонту. Мир кажется упорядоченным пространством, исполненным солнца и света, поскольку вода отражает небо, а Зеркальная галерея повторяет эту игру, будто перенося окружающий мир во внутреннее пространство дворца. Пройдя мимо бронзовой копии античной статуи Аполлона и Оранжереи, построенной Жюлем Ар- дуэном-Мансаром (1684-1686), зритель вступал в лабиринт с его фонтанами в виде животных и запутанными дорожками — плодами изобретательной фантазии Ленотра (1666). Как гласит старинное описание, затеряться в лабиринте считалось особым наслаждением.
Первый этап строительства проходил с 1661 по 1680 год. В это время между дорожками были посажены пятнадцать кустов. Каждый из них представлял собой целый мир, особую архитектурную форму. В Боскете источников, сооруженном Ленотром в 1679 году, дорожки вьются вдоль многочисленных ручейков, будто иронизируя над строгой геометрической упорядоченностью общего замысла. С точки зрения Ленотра, упорядоченность наилучшим образом проявляет себя на фоне живописного хаоса. Однако все же в 1684 году Мансару заказали сделать этот боскет более "регулярным" и возвести здесь ротонду.
В том же году король возложил на Мансара новые обязанности — он стал главным архитектором комплекса. Садово-парковый ансамбль приобрел ясные классицистические формы. Архитектурные сооружения оказались обособленными от зеленых насаждений. Мансар отказался от возведения каменных подпорных стенок, предпочитая покрытые травой насыпи.
Главной проблемой оставалось водоснабжение. Водонапорная станция, где применялась лошадиная тяга, была построена в 1664 году, она использовала воду из пруда Кланьи. Позднее появилось сообщение с резервуаром, построенным Лево. Но вскоре оказалось, что и этого количества воды недостаточно, чтобы удовлетворить громадные потребности дворца и парка. Наконец, в 1680-е годы были построены ветряные мельницы, приводившие в действие насосные механизмы. Водонапорные башни соорудили рядом с бассейнами, чтобы снабжать водой не только их, но и боскеты. Между 1678 и 1685 годами были прорыты дренажные канавы, благодаря чему удалось осушить множество прудов и заболоченных местностей в окрестностях Версаля. Вода собиралась в прудах и питала несколько резервуаров, затем она попадала во дворец и сады.
После того как двор окончательно обосновался в Версале, король при
нялся вновь искать место уединения. Он нашел убежище в Трианоне и, как уже говорилось чуть ранее, в Марли. В 1670 году, после разрушения деревни Трианон, Луи ле Во построил по его заказу Фарфоровый Трианон, предназначавшийся для свиданий короля с его любовницей. Это был первый в Европе летний домик, украшенный в китайском вкусе. С появлением новой фаворитки этот павильон уступил пальму первенства Мраморному Трианону, построенному Мансаром и получившему свое название от красноватого мрамора, использованного для создания пилястр. Партер здесь был решен как "царство Флоры" — в нем преобладали цветы.
Сад Марли, устроенный по проекту Мансара между 1676 и 1686 годом, считался лучшим из королевских садов. Мансар взял за образец павильон ле Во в Трианоне и создал просторный двухъярусный дворец, который окружили шесть маленьких павильонов.
После кончины Людовика XIV, последовавшей в 1715 году, Людовик XV взялся за переустройство садов, облик которых вследствие этих преобразований радикально изменился. Деревья боскетов выросли так, что стрижка верхушек была уже невозможна. Для Людовика XV Трианон стал идеальным местом отдохновения. Здесь он приказал выстроить зверинец для прирученных животных. Идеализация сельской жизни носила теперь пасторальный характер, предвосхищавший
упоение природой эпохи романтизма. Партеры постепенно превращались в пейзажный парк. В эти годы король заказал Жаку-Габриелю возведение Малого Трианона. Когда в 1774 году король скончался, его преемник Людовик XVI отдал миниатюрный дворец своей жене Марии-Антуанетте, которая наслаждалась здесь удовольствиями сельской жизни.
В конце XVIII века в моду стремительно вошел английский пейзажный парк, и услуги британских садовников стали пользоваться необычайным
спросом. В этот период закончилась эпоха господства барочного сада. Теперь во главу угла ставилось обращение к естественной природе, а в композициях стали преобладать такие элементы, как скалы, водопады и заросшие берега рек. Кульминацией ру- стического вкуса стало сооружение в Версале целой деревни с одиннадцатью домиками, покрытыми соломенными крышами.