Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Гораздо более монументальный проект, за реализацию которого взялся Иниго Джонс по заказу Карла I, так и не был осуществлен по причине разгоревшейся гражданской войны. Речь идет о дворце Уайтхолл. Сохранились планы, зафиксировавшие различные стадии проектирования ансамбля в период с 1638 по 1648 год. Наиболее важные листы этого корпуса рисунков, опубликованные в начале XVIII века Колином Кэмпбеллом и Уильямом Кентом, должны были дать мощный импульс развитию неоклассического направления. По ним можно судить, что дворцовый комплекс предполагалось решить как прямоугольник с обширными покоями и несколькими внутренними дворами. Ядро ансамбля представляло собой два двора, окруженные двухъярусной колоннадой, первый из них был круглым в плане, второй — квадратным. Капелла и большой зал — прообразом для них послужила базилика Константина в Риме — довершают образ дворца, который, подобно Эскориалу, был призван стать архитектурным воплощением идеи абсолютной власти. Протяженный фасад был отмечен гигантским ордером, а в его центральной части возвышались две башни, перекрытые куполами. Пуританская революция 1642 года внезапно положила конец творческому пути Иниго Джонса, несмотря на то что, исполняя обязанности придворного архитектора, он эпизодически выполнял и заказы некоторых членов парламента.

Лишь немногим соратникам и ученикам великого новатора, находившимся в тени, удалось самостоятельно проложить себе дорогу. В их числе был и Айзек де Коз, спроектировавший, по последним данным, Уилтон-хаус (Уилтшир, строительство началось в 1632, сгорел в 1647, впоследствии восстановлен). Основа решения здания — четко выверенные и сгармонизованные архитектурные пропорции. Сам фасад весьма широк и фланкирован павильонами, расположенными по углам здания. Во внутреннем пространстве преобладают кубические объемы. Два зала для приемов оформлены с исключительной элегантностью; для этих покоев Ван Дейк написал портреты хозяев поместья — членов семейства графов Пембрук. Джон Уэбб (1611—1672), ученик и племянник жены Иниго Джонса, построил множество загородных домов в стиле, близком к манере своего наставника. Его главная работа — Корпус Короля Карла в Гринвичском госпитале (1662-1669). Сэр Роджер Пратт (1620-1684) в период гражданской войны на родине путешествовал по Италии, Франции и Нидерландам. По возвращении, в 1649 году, по заказу представителей дворянства он построил несколько загородных вилл. К сожалению, ни одна из них не сохранилась в своем первоначальном виде. Исключительно просторный Кларедон-хаус на Пиккадил- ли (1664-1667) стал первой подлинно барочной постройкой в Британии. Здание было сооружено по французской моде, и ему неоднократно подражали. В то же время позднеготическая и ренессансная традиции, особенно в голландском варианте, просуществовали в Англии вплоть до середины XVII столетия.