Поколение архитекторов, сменивших Вэнбру и Хоксмура, яростно полемизировало с эстетическими воззрениями Кристофера Рена и его последователей. «На протяжении нескольких царствований мы терпеливо наблюдали, как благороднейшие общественные сооружения гибнут… от руки одного-единственного придворного архитектора… Я спрашиваю, неужели наше терпение столь безгранично… Едва ли… должны мы смириться с тем, что Уайтхолл уподобляется Хэмптон-корту, а новый собор возводится похожим на собор св. Павла» — эти наблюдения графа Шефтсбери, изложенные им в письме из Италии обнаруживают глубокую неудовлетворенность господствующим художественным вкусом.

В период, последовавший за Славной революцией 1688 года, виги, отвергавшие концепцию абсолютистской власти, набирали политический вес. После того как в 1714 году на трон была возведена Ганноверская династия, партия пришла к власти и управляла страной на протяжении нескольких десятилетий.

Как только политическое влияние оказалось в руках крупных землевладельцев и верхушки среднего класса, изменились и архитектурные предпочтения. В отличие от пафосности римского барокко, столь характерной для многих работ Кристофера Рена, архитекторы и заказчики стремились теперь к идеалу, «истоки которого в истине и натуре», и предпочитали формы, свободные от легкомысленных украшений.

Два тома «Британского Витрувия» вышли в свет в 1715 году. В первом содержались изображения ста лучших британских построек, во втором — перевод «Четырех книг» Палладио. Издание было посвящено Георгу I и выпущено Колином Кэмпбеллом. Позже, в 1727 году, Уильямом Кентом были опубликованы воспроизведения работ Иниго Джонса. Кэмпбелл (1673-1729) и Кент (1685-1748) входили в кружок интеллектуалов Ричарда Бойла, третьего графа Берлингтона (1694-1753), который был главным вдохновителем движения неопалладианства в Англии.

Целью этих людей было возвращение к «правильным и благородным законам», действовавшим в античной архитектуре и интерпретированным Палладио, а также их соотечественником Иниго Джонсом. На протяжении нескольких следующих десятилетий основополагающими компонентами британского зодчества являлись классическая формула и национальная традиция. Маньеристические элементы, исключительно активно использовавшиеся в постройках Палладио, теперь были совершенно исключены из архитектурной практики.

Идеи, развиваемые в художественном кружке лорда Берлингтона, оказали влияние главным образом на светское строительство. Глава этого «общества дилетантов», неоднократно путешествовавший в Италию для изучения вилл Палладио, в 1718-1719 годах заказал Кэмпбеллу построить Берлингтон-хаус, отказавшись от услуг Гиббса, чья манера в большей степени ассоциировалась с барочной традицией.

Загородные резиденции, построенные Кэмпбеллом в Мереуорте (Кент, 1723), Стоурхеде (Уилтшир, с 1721) и Хербертс- хаус в Уайтхолле (1724), в течение первой половины XVIII столетия служили образцами для подражания в английской светской архитектуре. В этот период строгие классические формы становятся все более разнообразными: ясные симметричные планы, храмовые портики, колоннады и перекрытые куполом центральные пространства в каждом новом сооружении сочетались по-разному и будили в памяти воспоминания о работах Палладио.

Сам лорд Берлингтон создал самый совершенный пример палладианской архитектуры. Чизвик-хаус, построенный между 1723 и 1729 годами, гораздо ближе к виллам Венето, нежели постройки Кэмпбелла, хотя бы из-за своих скромных размеров. План, представляющий собой квадрат с восьмиугольником в центре, восходит к вилле Ротонда Палладио. Центральный перекрытый куполом зал окружают геометрические в плане, соединенные проходами помещения; их пространство дополнительно увеличивается апсидами, оформленными нишами со стоящими в них статуями.

В трактовке внешнего облика здания используются детали, отсылающие нас к античным постройкам: шестиколонный коринфский портик обязан своим возникновением храму Юпитера в Риме. Полукруглые, разделенные на три части окна подкупольного барабана напоминают о римских термах, а окна садового фасада с изогнутыми арочными завершениями и разделительными колонками представляют собой вариацию на тему венецианской архитектуры.

Все эти детали не цитируют античные источники буквально, они связаны скорее с памятниками XVI века, известными Берлингтону по рисункам и постройкам Палладио. В общий классический облик Чизвик-хауса привносит барочную ноту лишь монументальный лестничный марш, ведущий к портику. Интерьер создавался главным образом в соответствии с идеями Иниго Джонса, который в свою очередь несомненно интерпретировал палладианские схемы. Все помещения соединены между собой, и каждая комната отвечает своему предназначению, на которое указывают живописная декорация и мебель.

В отличие от Чизвик-хауса, скромного по размерам несмотря на затраченные на его возведение огромные суммы, Холкхэм-холл в Норфолке (начат в 1734) представляет собой претворение неопал- ладианских идеалов в формах монументального сооружения. Хотя обе резиденции восходят к неопалладианским концепциям лорда Берлингтона, в сравнении с творением У. Кента Чизвик-хаус выглядит особенно нарядно. Строго симметричный план Холкхэм-холла состоит из центрального объема, где располагаются парадные покои, и четырех служебных корпусов, связанных с ним коридорами.

Вестибюль производит впечатление почти храмовой постройки — этот эффект возникает благодаря присутствию торжественного лестничного марша, обрамленного колоннами и ведущего на парадный второй этаж. Здесь использование дорогих материалов, классические фризы и кессонированный потолок напоминают о римской архитектуре. Талант Кента создавать театрализованное пространство становится очевиден в решении небольшого по размеру памятника — дома № 44 на Беркли-сквер в Лондоне.

Исключение среди мастеров, работавших в начале XVIII столетия, в неопалладианском стиле, составляет Джеймс Гиббс (1682—1754). Именно ему лорд Берлингтон предпочел Кэмпбелла при постройке Берлингтон-хауса. Католик из Шотландии, сторонник партии консерваторов, Гиббс сочувствовал находившемуся в изгнании королю династии Стюартов. Готовясь принять священный сан, он в 1703 году отправился в Рим, но там он стал учеником архитектора Карло Фонтана.

Его первой постройкой на английской земле стала церковь Сент Мериле-Стренд (1714-1717). При сооружении ее мастер ориентировался на итальянские образцы, а точнее, постройки эпохи маньеризма. Его самой главной работой считается церковь святого Мартина в Полях (1721-1726). Она свидетельствует о том, с какой свободой Гиббс обращался с историческими архитектурными источниками. Обширное строение с коринфским портиком восходит к архитектуре Пантеона, однако здесь мастер заменяет традиционное пространство, перекрытое куполом, базиликальной структурой и башней — элементами в духе К. Рена.

Своеобразное сочетание храмового фасада и ярусной колокольни послужило образцом при возведении многочисленных приходских церквей по всей Англии. Ранее Гиббс создал еще один проект городской церкви: ротондальный объем должен был быть украшен кругом колонн в соответствии с концепцией Андреа дель Поццо, сформулированной в его трактате о перспективе, опубликованном в Британии в 1707 году. Этот замысел не был осуществлен из-за его высокой стоимости; тем не менее некоторые из проектов мастера, предусматривавшие создание центрического сооружения, получили одобрение.

Библиотека Рэдклиффа в Оксфорде целиком находится в русле итальянской маньеристической архитектуры. Ротондальный, перекрытый куполом объем покоится на рустованном нижнем ярусе. Пары коринфских полуколонн призваны оживлять поверхность стены. Гиббса горячо поддерживали в консервативных кругах; его трактаты «Книга архитектуры» (1728) и «Правила рисования некоторых архитектурных деталей» (1732) использовали и в XIX веке.