После заключения Утрехтского мира в 1713 году испанская корона утратила контроль над Южной Италией. Тем не менее, в 1734 году сын Карла III был провозглашен королем Неаполя и Сицилии. Правление этого просвещенного монарха длилось до 1759 года. Подобная новая форма правления, составляющая контраст испанскому владычеству в течение XVII столетия, оказала самое непосредственное влияние на развитие архитектуры. В этот период были реализованы такие крупные проекты, как Музей Каподимонте, правительственные постройки в Казерте, приют для бедных и зернохранилище.
Козимо Фандзаго — самый известный неаполитанский архитектор XVII века. Подобно Бернини он был зодчим и скульптором. Для его работ характерна искусность сопоставлений и проработки архитектурных деталей. Он умел мастерски сочетать элементы стилей позднего маньеризма и высокого барокко, достигать строгих классических или живописных эффектов. В своих произведениях он обращался ко всем современным стилям. Однако его поздние работы отличались удивительной простотой: декор стал в них лишь дополнительным элементом, а не неотъемлемой частью конструкции. После смерти Фандзаго неаполитанское зодчество развивалось в двух направлениях. Доменико Антонио Ваккаро и Фердинандо Сан- феличе усвоили вычурный, но не лишенный изящества декоративный стиль, напоминающий тот, в котором работали Вальвассари и Рагуццини. После их смерти в 1750 году король пригласил в Неаполь из Рима Фуга и Ванвителли. Их архитектурная стилистика явилась отражением рационализма позднего барокко. В то же время орнаментальная традиция была более тесно связана с искусствами и ремеслами, воплощавшими светлые идеалы социальной реформы. Раскопки, начатые в Геркулануме, а затем в Помпеях, сделали Неаполь целью многочисленных путешественников со всей Европы.
Около 1750 года первостепенной задачей просвещенных правителей Неаполя стала организация городской инфраструктуры. Две постройки представляют в этой связи особый интерес: приют для бедных и зернохранилище. Сначала Фуга получил заказ на первый проект, постройку, которая, подобно церкви Сан Микеле а Рипа Гранде в Риме, должна была служить одновременно приютом, церковью и образовательным учреждением. Он спроектировал здание громадного размера (справа внизу). Длина самого протяженного фасада достигает 350 метров. Поперечные корпуса, имевшие простейший план и предназначавшиеся для жилых покоев, размещались на одной оси, по сторонам от расположенной в центре церкви. В 1779 году Фуга выполнил проект зернохранилища. Необычайная скромность этого комплекса, включающего общественное зернохранилище, арсенал и фабрику, делают его предшественником индустриальных построек XIX столетия.
Луиджи Ванвителли (1700—1773)
Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя — в высшей степени функциональная постройка. Ее архитектором был Луиджи Ванвителли, сын утрехтского живописца. Он тоже начал свою деятельность как художник, участвовал в конкурсе проектов украшения фасада Ла- теранской базилики и фонтана Треви, а впоследствии по заказам пап воздвиг ряд утилитарных построек, в том числе здание больницы в Анконе. В Риме он завершил недостроенное Бернини палаццо Киджи.
В 1751 году он получил от испанского короля заказ на постройку правительственного дворца в Казерте и прилегающих окрестностях города. Ванвителли, привыкший создавать свои проекты в соответствии с четко сформулированными требованиями, сначала выяснил, какими качествами должно обладать здание королевского дворца, где, как в Версале, предстояло разместить всю администрацию. Он предложил проект постройки огромных размеров (справа). Тысяча двести помещений располагались вокруг четырех дворов, образовывавших внутренние площади. Центральное ядро дворца представляет собой монументальный портик, от которого радиально расходятся четыре галереи. Фасады имеют двухъярусный цоколь и два этажа над ним. Три павильона — на концах и в центре здания — структурируют фасады. Организуя их таким образом, архитектор уже снаружи определяет внутреннее устройство здания. В то же время архитектурные элементы очень точно отвечают конструктивным требованиям. Они составляют основу плана, представляющего собой сложное переплетение внутренних объемов, спроектированных с применением перспективных построений. Эти технические и художественные средства должны были служить главной цели — организации церемоний. За образец была взята система организации сценического пространства, разработанная представителями семейства Бибиена и ставшая главным элементом театра XVIII века. Таким образом, Ванвителли раскрывает четыре двора не фронтально, а в диагональной перспективе. Он выстраивает бесконечную панораму, идущую через все здание в глубь садов, которые играют роль сценического задника. Отличительной чертой этого театрального пространства является строгий классицистический облик колонн.
Немного позже, в 1762 году, Ванвителли получил заказ на постройку церкви Аннунциата в Неаполе (сверху). Важные открытия, сделанные во время раскопок в Геркулануме и Помпеях, оказали большое влияние на разработку этого проекта. Сохранившиеся фрагменты античных построек позволяли лучше понять организацию элементов античной архитектуры, и они, очевидно, использовались в качестве образцов при создании церкви дель Аннунциата. План сооружения следовал модели римской базилики XVI века Иль Джезу. Главный неф, боковые капеллы и короткий трансепт вписаны в прямоугольник. Средокрестие и купол расположены почти точно по центру. Организация освещения тоже не намекает на влияние барокко: здесь не используются скрытые источники света, применявшиеся для создания эффектов театрализации пространства в барочных постройках, а также приемы освещения, создающие мощные лучи. Свет падает из купола на канелированные колонны; отражаясь от них, он проникает в капеллы, напоминая решение центрального зала дворца в Казерте. Церковь проектировалась не для того, чтобы поразить верующего или убедить его, а мыслилась просто как пространство для совершения богослужения. В религиозной архитектуре Ванвителли проявился дух эпохи Просвещения.