Главный собор Кордобы — наглядное свидетельство времен, когда этот город был центром ислама на Иберийском полуострове. Здесь в течение пяти столетий существовал Кордобский халифат.
Тогда Кордоба стала третьим по величине городом исламского мира после Багдада и Константинополя. Мечеть города — Мескита — начала строиться в середине VIII в. по указу халифа Абдеррахмана I.
Это прекрасный образец мавританского архитектурного искусства в Испании, сравнимый по красоте с мечетями Мекки и Дамаска. В главный зал Мескиты вели одиннадцать проходов. Позже были построены восемь дополнительных. В настоящее время их девятнадцать. Длина всего здания — 179 м.
Собор окружен зубчатой стеной высотой от 9 до 20м. Главный вход, который испанцы теперь называют Воротами Прощения, был построен в стиле мудехар еще в 1377 г. Рядом — Торре де Альминар. Высота этой колокольни — 60 м. Свой современный облик, в котором чувствуется влияние стиля Хуана Эрреры, она обрела в 1593 г.
Мусульманское владычество в Кордобе закончилось в XIII в. Испанцы взяли город в 1236 г. По указу короля Фердинанда III Мескита стала христианским храмом. Минарет переделали в колокольню. Вокруг стен появились пристройки капелл.
Красота мавританского интерьера не мешала христианам молиться под сводами Мескиты на протяжении трех веков. Однако в 1523 г. архиепископ Алонсо Манрике решил выстроить большой собор прямо внутри мусульманского молитвенного зала.
Карл V одобрил это решение, о чем позже пожалел. Внедрение тяжеловесной готики нанесло значительный урон ажурной вязи арабской архитектуры. Посетив Кордобу, Карл с грустью заметил: «.. .то, что вы построили, можно увидеть где угодно, а вот то, что разрушили — такого в мире больше нет».
На вершине колокольни статуя покровителя города — Архангела Михаила. Внутри собор поражает своим огромным залом высотой 11,5 м. Он кажется бесконечным лесом колонн, по которому можно долго бродить, удивляясь все новым и новым ракурсам.
Перед входом в мечеть обширный двор с фонтанами, в которых верующие совершали ритуальное омовение. В XIII в. двор засадили пальмами; в XV в. к ним добавились апельсиновые деревья. На них можно полюбоваться и в наши дни. Пол мечети вначале был земляным.
Позже его закрыли мраморными плитами. Мозаики для их украшения были подарены императором Константином VII. За пять веков через Мескиту прошли миллионы паломников. Колонны для строительства свозили из различных древнеримских и византийских храмов.
При посещении Алькасара туристы могут посетить 11 залов. Один из самых любопытных — Тронный. Его портал оформлен в мавританском стиле. Восьмигранный потолок зала сгорел при пожаре в 1456 г., однако он восстановлен близко к оригиналу.
Обращает на себя внимание широкий фриз из резного стука — аналогичную технику декора мавританские строители использовали при украшении Альгамбры. Не менее интересны потолки зала Галеры и зала Шишек. Первый напоминает перевернутый деревянный остов старинного корабля, в оформлении второго действительно использованы декоративные элементы, напоминающие по форме шишки.
На фризе Королевского зала можно увидеть изображения королей Астурии, Леона и Кастилии. Под сторожевой башней расположен зал Оружия.