Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

В здании женского лицея в том же городе (1964) А. Исодзаки находит совершенно иное решение проблемы развития. Учебные, административные, спортивные и технические помещения заключены в изолированные друг от друга вертикальные объемы, связанные между собой подвесными переходами. Эта предельная расчлененность композиции позволила начать занятия задолго до окончания строительства всего комплекса. Новые корпуса добавлялись по мере их готовности.

Другой метаболист К. Кикутаке также переходит от утопических проектов к реальному строительству и также остается верен прежним теоретическим принципам. Выстроенный им отель «Токоен» в Каике, префектуре Тоттори (1965), расположен невдалеке от морского берега, Номера отеля размещены в прямоугольной двухэтажной плите, высоко приподнятой на столбах над землей. Под ней в отдельном объеме находятся служебные помещения, залы, холл и студия.

Этот прием не часто встретишь в современной западной архитектуре. По сути дела, Кикутаке сделал очень близкий к народной традиции широкий дом традиционной каркасной конструкции и поднял его высоко над землей, чтобы изолировать приезжих от шума. При этом сверху открывается красивый вид на побережье. Четкое разделение несущего каркаса и заполняющих его объемов отвечает метаболическому принципу разделения долговременной структуры и часто заменяемых элементов.

Идея каркаса последовательно проведена сверху донизу. И хотя каркас железобетонный, он не только не утяжеляет композицию, но, напротив, придает зданию легкость и прозрачность, как будто оно состоит из деревянных брусьев и экранов.

В следующем году Кикутаке строит сдвоенный зал общественного центра Мияконодзё и опять приподнимает объемы над землей (1966;). Оба зала имеют общую сценическую часть. Один из них — открытый, другой перекрыт веерообразно расходящимися от центра рамами. Этот конструктивный прием удачно подходит к двухзальной композиции и создает яркий и запоминающийся образ. И в этой постройке Кикутаке думает о будущих изменениях и переделках. По его мнению, менее всего подвержены влиянию моды сценическая коробка и конфигурация зала, и поэтому здесь уместен монолитный железобетон. Более подвижна конструкция перекрытий. Даже по внешнему виду можно догадаться, что перекрытия зала демонтируются.

Среди последних работ Н. Куракавы большой известностью пользуется «Гавайский дримленд», или «сказочный мир» — центр отдыха и развлечений, выстроенный в 1967 г. на окраине города Ямагата. Эта постройка не самая удачная в художественном отношении, но интересная по замыслу.

Японские архитекторы уже не раз обращались к теме внутренней улицы или пассажа.В комплексе «Дримленда» внутренняя улица, вдоль которой размещены аттракционы, овальный двор в середине и примыкающие к улице помещения составляют один большой интерьер, в котором границы внешнего и внутреннего становятся неопределенными. Сама улица трехэтажная, если считать крышу, превращенную в автомобильную дорогу.

Строго следуя главной идее метаболизма, Куракава предусматривает возможность будущих переделок, вызванных изменением вкусов и представлений об отдыхе. Поэтому все или почти все несущие конструкции, перекрытия и перегородки — сборные, а инженерное оборудование вынесено наружу. Последний прием явно заимствован у европейских бруталистов, впервые нарочно обнаживших инженерные устройства, отводя им роль современной технической декорации.

Дальнейшее расширение комплекса, по мнению Куракавы, должно идти путем добавления новых секций вокруг двора.

В 1966 г. ту же тему внутренней улицы развивает С. Отани в Дворце международных конференций в Киото. С. Отани— талантливый ученик К. Танге — на протяжении нескольких лет строит ряд крупных общественных зданий, принадлежащих к числу лучших произведений японской архитектуры. Среди них особенно выделяются религиозный центр секты Тенсо Котаи Дзингу в Табузе, префектура Ямагучи (1966) и комплекс университета Китазато, недалеко от г. Сагамихара (1968).

Во Дворце международных конференций Отани умело использует конструкции и технические приспособления в качестве полноправного средства раскрытия художественного образа. Но в отличие от того же Куракавы он трактует всю композицию в нарочито национальном духе. Сквозной каркас, его заполнение, похожее на экраны, стены пассажа, напоминающие огромные жалюзи, сильно выступающие наружу конструкции — во всем этом нетрудно узнать традиционные приемы древней японской архитектуры. И, наконец, свободная манера размещения в пассаже различных служб, мест отдыха, открытых лестниц и террас создает то же ощущение простора, которое возникает в не загроможденном мебелью интерьере японского жилого дома.

Эта близость традиции становится особенно заметной при сопоставлении отеля с застройкой старых кварталов Киото. Кажется, что различие только в композиции и размерах, продиктованных современными технологическими требованиями и новыми материалами.

Комплекс дворца, рассчитанный на проведение больших международных конференций, — сооружение со сложной технологией. Сатио Отани применил в этом проекте принцип «наслоения», или поэтажного распределения разных функций. Тем самым была достигнута необходимая изоляция и одновременно обеспечивалась удобная связь всех приезжающих на конференцию: делегатов, секретариата, журналистов и публики. Основной композиционный мотив дворца — комбинация двух форм: трапеции для больших залов и фойе и перевернутой трапеции для кабинетной работы. Варьируя трапециевидные формы, Отани создает выразительный силуэт и добивается большого стилистического единства.