Собор Саграда Фамилиа

Саграда Фамилиа является главными произведением жизни Гауди, в которой хотел отобразить в зримых символах все содержание Но Юга-Западе незабываемо вел и так непохожих по стилю порталов: восточный — как оплывший песчаный замок, усыпанный скульптурными группами, изображающими сцены из Библии, и западный — застывшая в камне эмоция, похожая на Гернику» Пикассо.

Саграда Фамилиа так же выходит из ряда вон, как Собор Василия Блаженного или Марина Цветаева.

Правильно мыслящих людей это раздражает. Правильная красота — в каком-то стиле. А тут, не то готика, не то храм Шивы, не то скала Иван Разбойник в Коктебеле (очень похожем на каталонские горы). Саграда Фамилиа — это символ Барселоны, воплощение жертвенности, человеческих усилий и иллюзий.

Каменное кружево ткется медленно. Стройка длится больше ста лет и, видимо, перейдет и в третье тысячелетие. Мощь архитектурного замысла этого храма кажется равной Божественному. Это — нацеленный в вечность духовный взрыв.

Возведение храма Святого Семейства было начато еще при жизни Мастера и продолжалось 43 года. Одиночество и самоотречение от всех благ становятся теперь жизнью Гауди. Ведь если нет одиночества, то нети сокровенного. Он полностью посвящает себя Господу, так как храм, строящийся во имя его, Гауди прежде всего несет в своей душе.

Один из его друзей вспоминал: «Казалось, что чувства его уже не на земле. В выражении его лица угадывалось что-то мистическое, стоящее вне времени и пространства. Гауди следовал совету своего друга, сказавшего после чтения Евангелия: «Тот, кто хочет изображать Христа, имеет только одно средство — жить Христом».

Трагическая смерть старого архитектора, попавшего 7 июля 1926 года под трамвай буквально в нескольких шагах от его последней строительной площадки, в чем-то даже закономерна. Постоянно углубленный в свой мир, свои размышления, он мало обращал внимания на окружающий мир.

Гауди оказался в госпитале и, несмотря на усилия врачей, через два дня умер. Тело его было захоронено в склепе Саграда Фамилиа с пышностью, подобающей разве что египетским фараонам.

В 1936 году склеп был разграблен экстремистами. Но служитель храма не дал надругаться над телом Гауди. Однажды даже полиция была вынуждена вскрыть его могилу, так как опасались, что там были спрятаны оружие и наркотики. Могила оставалась открытой, но гроб не был осквернен. Только в 1939 году было подтверждено, что в склепе находятся останки великого архитектора.

Застывшее пламя Божьего творчества живо и сегодня в строящихся башнях Саграда Фамилиа. В подвалах храма работает мастерская, где по чертежам Гауди неспешно отливают гипсовые макеты каждой детали, затем выпиливают из камня и устанавливают на место. Так непросто продвигается возобновленное недавно строительство. На окраинах, в олимпийской деревне, — небоскребы, а в городе XIX века, вошедшего в ХХ-й, — вневременной собор.

Куда ни пойдешь, на какой холм ни поднимешься (Барселона со всех сторон окружена холмами) — отовсюду видны башни собора Святого Семейства. И хотя высота башен не больше обычной в готике, — мощь архитектурного замысла кажется равной Божьему замыслу, создавшему горы.

Почему-то в наш век, такой рациональный, линейно программированный, рождаются люди, способные в одиночку создать каменную мифологию Саграды и сказку парка Гюэль. Ничуть не хуже мифов, создававшихся народами век за веком и тысячелетие за тысячелетием. Наверное, потому и рождаются, что иначе центробежные силы разнесут цивилизацию на отдельные атомы.

Саграда Фамилиа
Саграда Фамилиа