Две североитальянские области по соседству с Ломбардией, которые как исторически, так и теперь принято объединять. В романский период, за исключением Модены, управлявшейся семейством Каносса, здесь существовали городские коммуны Болоньи, Пармы, Пьяченцы, Феррары и другие, боровшиеся против германского императора и между собой. В Болонье был в 1058 г. открыт первый в Европе университет.
Архитектура Эмилии-Романьи родственна ломбардской. Оттуда она переняла высокий хор с криптой, крестовые своды и, в качестве основных декоративных мотивов — мелкоарочные и аркатурные, на колонках пояса.
Тем не менее местные храмы обладают рядом самостоятельных черт. Преодолев суровость самых ранних построек (монастырская церковь с баптистерием Сан Джованни в Виголо-Маркезе, начаты в 1008), зодчие придают им более сложное убранство. Арочные галереи — не только ступенчатые, вторящие щипцам, но образуют горизонтальные ряды, переходя с передней и на боковые стены. Появляются (по-видимому, ещё до распространения в Италии готики) большие круглые окна-розы. Значительно богаче ломбардского скульптурный декор, вы- двинувтпий такого европейски известного мастера, как Бенедетто Антелами из Пармы (ок. 1150-1230).
Но наибольший вклад по части фасадной декорации школа Эмилии-Романьи внесла разработкой порталов.
К знакомому нам по Ломбардии перспективному типу добавился впереди двухколонный портик, несущий арку — как бы часть коробового свода в здании с двускатной либо плоской кровлей. При последней выше ставился почти аналогично скомпонованный балкон, а колонны нижнего портика опираются на статуи львов (собор в Модене). Опорами могут служить и скорчившиеся «атланты» (боковые входы собора в Пьяченце). А в любопытнейшем романско-готическом соборе в Ферраре10 совмещены оба вида опор: поверх львов сидят атланты. Надо заметить, что и те, и другие в одной и той же паре, как правило, неодинаковы.
Несмотря на преобладание базилик, встречаются, как и в Ломбардии, центрические здания. Кроме баптистериев, это, к примеру, восьмигранная церковь дель Каль- варио из храмового комплекса Сан Стефано в Болонье (ок. 1150; рис. 26).
К Эмилии-Романье в определённой степени тяготела и часть венецианских владений. Доказательство тому — церковь Сан Дзено в Вероне, которая включена в настоящий раздел, хотя в ней есть и влияние тосканского зодчества, а сама Верона относится к области Венето.
Этот собор начат в 1135 г., но закончен уже в эпоху готики. Он имеет на переднем фасаде три щипца, а с боков — три трансепта, объёмно выявленных, но остающихся в прямоугольнике общего плана. Кроме того, поверх южного фасада тянется лоджия (15 в.), а понизу — галерея, на кровле которой когда-то разыгрывали спектакли-мистерии,