Самая старая часть Парижа расположилась на острове Сите посреди Сены – между вторым островом, Сен-Луи, и другим берегом.
Удобное для обороны и защиты место кельтское племя паризиев избрало своей резиденцией еще в доримские времена. Во времена римлян городок носил название Лютеция или Паризиорум. Он не был сколько-нибудь значимым административным и культурным центром. Слава и достаток пришли в город с воцарением франкского короля Хильдеберта I, сделавшего Париж своей столицей.
На этом небольшом участке размером около 8 га разместились одни из самых интересных и древних сооружений столицы Франции.
В XI веке на острове был построен королевский дворец, дворец был перестроен в XIII веке при короле Филиппе IV Красивом, но часовня дворца, Сен-Шапель, дошла до наших дней с XIII века практически в неизменном виде. Часовня была построена для хранения христианских святынь и известна витражами, занимающими большую часть ее площади.
Фактически в часовне нет стен, только витражи, разделенные небольшими промежутками. К несчастью, во время французской революции часть витражей была уничтожена, но в XIX веке проведена полная реставрация. На витражах изображены библейские сцены.
Сен-Шапель составляет один ансамбль с возведенным на территории королевского дворца дворцом Правосудия.
Перестроенный дворец был передан управителю дворца, называемому консьержем. Этот титул дал новое название зданию, и по сей день Консьержи мрачно возвышается над водами Сены.
Самое известное здание Сите – собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам. Строительство храма началось в XII веке, закончено в XIII веке, но строительство некоторых элементов продолжалось еще 200 лет.
Храм возведен на месте четырех более ранних храмов в стиле ранней готики с элементами романского стиля. Практически ничего не сохранилось от оригинальных витражей собора, поскольку он сильно пострадал во время революции и был реставрирован в XIX веке.
Отсутствие шпилей на башнях не случайно – денег на строительство не хватало. В итоге собор только выиграл, поскольку его отличает оригинальный, отличающийся от других готических храмов фасад.
Собор является действующим храмом, находящимся в собственности государства.
Фасад собора выходит на площадь, являющуюся одновременно папертью. На ней также находятся памятник Карлу Великому, нулевой километр (начальная точка французских дорог) городская префектура и крипта паперти. Она представляет собой музей с археологическими находками разных периодов времени, произведенных на месте площади.