Помимо изощренного архитектурного дизайна, здание стало неотъемлемой частью польской истории и национальной идентичности в период коммунистического правления. Полным названием проекта было «Дворец культуры и науки имени Иосифа Сталина». Здание начали возводить в 1952 году как подарок Польше от СССР, но многие поляки считали его неуместным. Архитекторы под руководством Льва Руднева прибыли из СССР, стиль тоже был советским. Возводили здание и жили в бараках на окраине Варшавы 4000 рабочих из Советского Союза. Дворец культуры и науки (PKiN, от Palac Kultury i Nauki) достроили в 1955 году: через 10 лет после войны и через два года — после смерти Сталина, чье имя отовсюду убрали после 1956-го, когда его преступления признали и Никита Хрущев, и польский руководитель Владислав Гомулка.
PKiN возвели в центре Варшавы, в середине огромной Парадной площади размером 33 га. После войны не хватало жилья, но ради дворца снесли сотню довоенных домов и переселили 4000 жителей. Со временем парады, которые проводились у дворца, уступили место автомобилям: огромную площадку перед восточным фасадом здания переоборудовали под парковку.
Функции
На гиперамбициозность и уникальность дворца указывает его назначение: в здании изначально предполагалось разместить не только разнообразные офисы, но и музеи, кинотеатры, театры, спортивные площадки и другие места общественного пользования. Во внушительном строении было предусмотрено 3288 помещений. Самое большое — Зал конгрессов. Изначально он предназначался для 3000 участников форумов коммунистической партии, а затем вмещал столько же зрителей рок-концертов. Многие некогда предусмотренные функции остаются актуальными и сегодня, хотя одно время, например, во дворце размещалось самое большое в Польше казино.
Стиль
На стадии постройки проект Льва Руднева представлял собой гибрид советских архитектурных тенденций и национальных традиций польской архитектуры. Во многом это связано с тем, что архитектор посещал такие города, как Сандомир, Краков и Торунь: исторические детали оттуда заметны во внешнем виде здания, особенно в остроконечных парапетах. Но за помпезными каменными фасадами и скульптурами скрывается современный стальной каркас. Советская пропаганда восхваляла его как достижение, хотя в то время эта конструктивная схема стала уже практически стандартной во многих частях мира.
После падения коммунистических режимов в Польше возник вопрос о том, оставить ли стоять «Палец Сталина» или разрушить его. Но здание, несмотря на все отрицательные ассоциации, было настолько ярким и удобным, что разумнее оказалось его сохранить. В 2000 году на шпиле установили часы, что ненадолго сделало дворец самой высокой часовой башней мира и укрепило власти в решении его не сносить.