Сто лет назад лучший знаток Италии в России П. П. Муратов писал о Сан Амброджо: «Предоставим учёным решать свой бесконечный спор, построена ли базилика в 9 или 11-12 вв.; удовлетворимся тем, что редко где может быть так почувствована сама глубина романской архитектурной концепции, так понят романский организм конструкции» .
Однако храм действительно имеет очень долгую и сложную историю. Первая церковь была сооружена епископом Амвросием8 на месте раннехристианского кладбища в 379-386 гг. и посвящена погребённым в ней св. мученикам Гервасию и Протасию. После смерти Амвросия, похороненного здесь же, переименована в его честь. В конце 8 в. возникший рядом бенедиктинский монастырь закрепил базилику за собой и внёс дополнения, в том числе поставленную между 822 и 859 гг. справа колокольню, известную как «Монахи». В 9 в. устроен был и двор-атрий (как предполагается, вначале круглый).
Следующий этап работ последовал, вероятно, за катастрофическим землетрясением 1117 г. Он ознаменовался переделкой хора и апсиды, заменой античных колонн на новые опоры, возведением крестовых сводов, изменением около 11б1 г. формы двора на прямоугольную9 и появлением слева второй колокольни («Каноники», 1128-1144). В 1196 г. обрушился купол, отчего пришлось воссанавливать часть сводов и кафедру.
В конце 15 в. правители Милана Сфорца поручили известному архитектору Д. Браманте перестроить сторону базилики, прилегавшую к монастырю (от сделанного Браманте осталась северная пристройка с галереей- лоджией внизу).
Последующие искажения побудили провести в 1857 г. реставрацию, удалившую большую их часть. Во время варварской бомбардировки Милана англо-американской авиацией в 1943 г. памятник был сильно разрушен, но в 1950-е гг. удачно реставрирован архитектором Ф. Ред- жори.
В существующем виде — кирпичный трёхнефный ба- зиликальный храм без трансепта, имеющий три апсиды; впереди центральной — купол на восьмитранном барабане. Колокольни разновысотные («Каноники» выше).
Входу предшествует двор-атрий с аркадами на столбах, наделенных толстыми колоннами со «звериными» капителями. «Аркады базилики Сан Амброджо — это квинтэссенция романики, наиболее характерный её мотив, предстающий перед нами в его ярко выраженном конструктивном варианте, свободном от излишних декоративных наслоений… Безусловно главной в этом сооружении теме монументальной аркады сопутствует мотив «карликовой» аркатуры, словно оттеняющей своей декоративной хрупкостью мощь основной конструкции» . Такая аркатура идёт под карнизами галереи и двухъярусного, открытого во двор переднего фасада храма. Кроме неё, на этом же фасаде применены лопатки, а над ними (как и над столбами двора) — тонкие колонки.
Обе кампанилы четырехгранные. Но если «Монахи» совершенно проста, то «Каноники» оживлена рядами все тех же мелких арочек и белокаменными вставками. Барабан купола базилики украшает аркатура — галерея в два яруса, из которых верхний значительно выше и крупнее. Сам купол покрыт шатром.
Интерьер перекрыт крестовыми сводами (как уже подчёркивалось, впервые — по связанной системе), причём сводам приданы и нервюры, пока, правда, заключённые в углубления. Сводчатые ячейки разделены широкими и пологими арками. Распор среднего нефа погашается поперечными стенками на чердаке, идущими к наружным контрфорсам. Этот неф относительно невысок и лишён поверху окон, поскольку над боковыми нефами устроены эмиоры. Барабан купола возведен на ступенчатых угловых арочках — тромпах.
Во внутреннем убранстве главное место отведено золотому алтарю (9 в.; мастер Вольвиниус), воздвигнутому под огромным балдахином — сенью из чёрных порфировых, вероятно, античного происхождения колонн. На передней стороне алтаря по золотой, а на оборотной — по серебряно-золотой фольге вычеканены сцепы из жизни Христа и св. Амвросия. Христос на троне и Амвросий представлены и на мозаике в конце апсиды. Кафедра 13 в. накрывает собой позднеримский супружеский саркофаг, просматривающийся сквозь ее арки.
Церковь Сан Аббондио в Комо
Построена между 1050 и 1085 гг. (по другим сведениям, в 1063-1091), а освящена в 1095 г. К 900-летию осуществлена тщательная реставрация памятника.
Пятинефная базилика, имевшая когда-то двухэтажный атрий, о котором напоминают четыре колонны по сторонам главного входа. Трансепт не выступает из корпуса здания, но, вероятно, единственный раз в романской Италии дополнен двумя башнями, фланкирующими центральный неф. Это сближает памятник с каролингской архитектурой и рядом романских соборов Германии; можно провести параллель даже со знаменитым аббатством Клюни. Апсида сильно выдвинута, получив полуовальные очертания, тогда как алтари боковых нефов скругления образуют внутри.
Система фасадных членений полностью отражает структуру здания. Это соответствующие делению на нефы лопатки западного фасада, горизонтальный уступ на уровне подъёма центрального нефа над боковыми.