Шведская академия вначале отдавала предпочтение голландскому маньеризму, хотя в 1639 году, когда придворным архитектором стал француз Симон де ла Балле (ум. в 1642) наметилось движение и в сторону бароккизи- рующего классицизма. Его сын Жан де ла Балле (1620-1696) и ученик Никодемус Тессин Старший (1615-1681) получили международное признание, много сделав для становления шведской барочной архитектуры.
О переходе к новому стилю возвестило строительство в 1650-е годы Рыцарского дома в Стокгольме, архитектура которого связана с Люксембургским дворцом. Автором проекта был Симон де ла Балле, а в его реализации участвовал голландец Юстус Винк- бонс. Главный фасад украшают пилястры коринфского ордера. Для усиления эффекта здесь также обыгрывается контраст между кирпичом и светлым песчаником.
В 1650 году Жан де ла Балле начал работать над сооружением дворца Оксенстьерна. В решении этого здания отразились его впечатления, полученные во время путешествия во Францию и Рим. Дворец Бонд (также 1650 год) первым из шведских резиденций получил парадный двор. В храмовом строительстве пока господствовала голландская модель.
Никодемус Тессин Старший был назначен придворным архитектором в 1649 году. Вскоре после этого он отправился в долгую поездку по Германии, Италии, Франции и Нидерландам. Впечатления, которыми он обогатился там, нашли отражение в его работах. Собор Туе Калмар напоминает о римских постройках XVI века, а Музей Каролин в Стокгольме (1672) стоит ближе к постройкам французского классицизма. В своей главной работе — замке Дроттнингхольм — он первоначально хотел использовать проект Во-ле-Виконта, однако выстроил комплекс с боковыми крыльями, угловыми павильонами и двумя дворами. Во внутреннем убранстве дворца все внимание притягивает монументальная лестница. Сооружение ансамбля и освоение окружающей территории стало делом сына мастера — Никодемуса Тессина Младшего (1654-1728).
Последний занял пост своего отца при дворе в 1681 году. Он тоже путешествовал по Европе в ознакомительных целях. В Риме он познакомился с Бернини и Карло Фонтана, оказавших существенное влияние на его творческую манеру.
Главная работа архитектора — перестройка Королевского дворца в Стокгольме — показала, что ему был хорошо знаком проект Лувра Бернини и палаццо Киджи-Одескальки. Трехъярусный дворец покоится на мощном основании и дополнен изогнутыми корпусами конюшен. Во дворе, напоминая о решении Королевской площади в Париже, должна была стоять статуя Карла XI.
Напротив дворца архитектор построил собственный дом, в архитектуре которого соединились план французского отеля и элементы римской виллы. Планировка сада близка строению театральной декорации, а отдельные сооружения напоминают памятники.
В последней четверти XVIII столетия в Скандинавии довольно быстро утвердился классицизм. Капелла в соборе Роскильде, где похоронен Фредерик IV (К. X. Харсдорф, 1774) и театр во дворце Грипсхольм (Жан Луи Депре, 1743-1804) знаменуют собой начало возрождения традиций греческой Античности; расцвет этого направления пришелся на XIX век.