Этот понтифик отличался примерной набожностью и полным безразличием к современным тенденциям в искусстве, а также к какой- либо масштабной строительной деятельности. Последний факт объясняется тем, что в это время Ватикан находился под неослабным гнетом долгов и проявлял особую осторожность перед лицом опасной политической ситуации.
Иннокентий XI отверг предложение Бернини по завершению ансамбля площади Св. Петра, предусматривавшее сооружение третьей секции колоннады. В первые годы своего правления папа в целях экономии даже оставил вакантной должность главного архитектора собора св. Петра. Только несколько позже на этот пост был все же назначен Карло Фонтана, но лишь потому, что опасения начало внушать состояние купола. Фонтана использовал возможности работы по всесторонней проверке прочности конструкции для изучения первоначального замысла собора, принадлежащего еще Бра- манте. В своем труде, опубликованном в 1694 году, Фонтана предложил два варианта окончательного облика площади Св. Петра.
Карло Фонтана вскоре приобрел положение самого влиятельного архитектора своего времени. Он работал в мастерских Пьетро да Кортона и Райнальди и в течение 10 лет сотрудничал с Бернини. Около 1665 года он начал действовать как самостоятельный мастер. Первым произведением Фонтана, выполненным им в этом качестве, стала церковь Сан Марчелло аль Корсо, построенная в 1682-1683 годах. Она имеет ключевое значение в переходе от позднего барокко к стилю классицизма. Композиция фасада церкви значительно отличается от созданных в эпоху высокого барокко. Здесь каждый элемент трактован логично и недвусмысленно; каноны построения ордеров неукоснительно соблюдены, а архитектурный язык здания читается легко. Вновь на фасаде находит отражение структура внутреннего пространства, напоминая о постройках Мадерны, выполненных за семьдесят лет до Сан Марчелло. Фонтана применяет деление на три секции, каждая из которых оформлена ордером. В композиции царствует абсолютная симметрия. Мотивы первого яруса воспроизводятся во втором. Относительная свобода чувствуется лишь в трактовке помещенной над входом эдикулы.
По завершении описанного проекта Фонтана получил множество заказов, в том числе несколько из-за границы, например, на сооружение иезуитской церкви и монастыря. В Риме архитектору предлагали работу над сооружениями самого различного рода. Б их числе были проекты дворцов, церквей, памятников, алтарей, фонтанов и оформления празднеств. Статус Фонтана еще более укрепился, когда он возглавил Академию св. Луки. Вопреки правилам, он занимал эту должность в течение восьми лет — с 1692 по 1700 год.
Как уже упоминалось, Фонтана предложил два проекта завершения композиции площади Св. Петра. Первый предполагал снос строений в районе Борго с целью прокладки улицы от Кастель Сант Анжело к площади. Второй же основывался непосредственно на замысле Бернини воздвигнуть башню с часами, находящуюся вне пределов овала площади. Фонтана считал необходимым дополнить ансамбль еще одной трапециевидной площадью, повторявшей очертания другой, расположенной ближе к собору и глубоко врезавшейся в кварталы Борго. На ее вершине он полагал поместить ту самую башню с часами. Однако идея придать группе сооружений впечатление единого целого была воплощена в этом проекте довольно противоречиво.
Зрителю предстояло созерцать новую площадь не с птичьего полета, а с высоты собственного роста. Если в эпоху высокого барокко главенствовала идея создания динамичного внутреннего пространства, то сейчас мы встречаемся с механическим совмещением форм, что наглядно иллюстрирует воздействие принципов классицизма на архитектуру позднего барокко.