Когда бродишь по прямоугольной сетке улиц Манхеттена, создается впечатление, что идешь по дну глубокого каньона. Сверкающие на солнце вершины небоскребов находятся высоко наверху; чтобы взглянуть на них, приходится все время задирать голову.
Американские небоскребы начали появляться в самом начале XX в. Феномен их возникновения был порожден тремя обстоятельствами. Во-первых, в конце XIX в. инженеры научились создавать прочные стальные каркасы для зданий. Кирпичная кладка для очень высоких зданий не годилась — иначе основания стен пришлось бы делать очень толстыми.
Металлический же каркас служил чем-то вроде внутреннего скелета здания; он поддерживал его стены, которые теперь практически не несли основной нагрузки. В-вторых, к этому времени фирма, созданная инженером-конструктором Э. Г. Отисом, наладила выпуск безопасных скоростных лифтов.
Они не падали, даже если обрывались тросы. Именно лифты Отиса французы поставили на свою Эйфелеву башню. Наконец, в-третьих, цена на земельные участки в районе Манхеттена необычайно выросла. Она и заставила здания тянуться вверх.
Своеобразным предвестником супервысотных зданий Нью-Йорка стал Флэтайрон- билдинг — так называемый дом- утюг. Это треугольное в плане сооружение было построено в 1902 г. на месте соединения Бродвея, Пятой авеню и 23 ист- стрит. Архитектором «утюга» был Дэниел Хадсон Бернем (1846-1912).
Он не имел высшего образования, но к тому времени успел прославиться в качестве автора проекта Чикагской Всемирной выставки 1893 г. Вместе с архитектором Джоном Уэлборном Рутом (1850-1891) Бернем фактически перестраивал Чикаго — город, где прошла его юность.
Однако в истории архитектуры имя Бернема прочно связано именно с небоскребами. Собственно сам этот термин (в русском языке почти точная калька с английского «skyscraper») появился благодаря проектам этого инженера, создававшего здания повышенной этажности.
Одной из наиболее известных построек Бернема и Рута такого рода в Чикаго стало возведенное в 1892 г. здание масонской ложи. При его строительстве использовался каркас из стальных балок, который держал все 22 этажа здания.
Именно такой технический прием использовался и при строительстве всех последующих американских небоскребов. Их своеобразным «лидером» стал «Имперский дом» — знаменитый Эмпайр Стэйт Билдинг в Нью-Йорке. Сто два его этажа были возведены на месте отеля Уолдорф- Астория.
Высота небоскреба составила 381 м., т. е. здание стало на 77 м выше Эйфелевой башни. Возведенная позже антенна увеличила высоту здания до 449м. Наверх здания ведут I860 ступеней. В наши дни ежегодно проводятся соревнования по пешеходному подъему по этой лестнице.
Ранее последний этаж здания рассматривался как возможная площадка для «парковки» дирижаблей, для чего были созданы специальные причальные мачты. Они сохранились по сей день. Однако сильный ветер, который почти всегда дует на вершине здания, и трагическая гибель дирижабля «Гинденбург» заставили отказаться от этой идеи.
Похожая на гребенку линия очертаний нью-йоркских небоскребов производит неизгладимое впечатление. Кроме Эмпайр Стэйт Билдинга до 2001 г. а ней доминировали башни-близнецы Всемирного торгового центра. Из других знаменитых небоскребов надо упомянуть Крайслер Билдинг.
Вершина этого здания, построенного в 1930 г. по проекту Уильяма Ван Алена, напоминает острую шишку экзотической сосны или австралийской протеи. По опросу общественного мнения, это самый красивый небоскреб Манкеттена.
Архитектурными особенностями отличается также Вулворт Билдинг. Этот «храм тоговли», спроектированный Коссом Джилбертом в неоготическом стиле, до 1930 г. оставался самым высоким зданием в мире.
В 1933 г. знаменитый небоскреб был прославлен кинематографом. В тот год на экраны кинотеатров вышел фильм «Кинг Конт», в котором на здание забиралась гигантская горилла; ее расстреливали барражирующие в небе самолеты. Первоначально эту кульминационную сцену фильма хотели сиять, показав только что отстроенный небоскреб Крайслер билдинг, который претендовал на роль самого высокого здания Нью-Йорка. Однако владельцы Эмпайр Стэйт Билдинг решили не уступать пальму первенства. Они надстроили несколько этажей и поставили на вершину мачту.
Время подтвердило надежность конструкции небоскреба. В 1945 г. из-за плохих метеорологических условий в 79-й этаж «Имперского дома» врезался бомбардировщик В-25. В результате 14 человек погибли, общий ущерб от катастрофы составил один миллион долларов. Здание, тем не менее, устояло.
В первой половине XX в. Нью-Йорк стал городом небоскребов. В настоящее время их число приближается к полутора сотням. Большинство зданий такого рода практически лишены характерных архитектурных отличий и разнятся лишь геометрией авангардных форм.
Характерным примером такого рода могли служить башни-близнецы Всемирного торгового центра, возведенные в 1973 г. Именно они отняли пальму лидерства у «Эмпайра»; высота башен составляла 415 и 417 м. Хотя многим жителям Нью-Йорка, с детства привыкшим к поблескивающим суперкубикам своих небоскребов, эти сооружения нравились, некоторые историки архитектуры считали их монстрами.
Свое лидерство город удерживал до конца XX в. Затем эстафета рекордов была передана другим мегаполисам. В 1997 г. в малоазийском Куала-Лумпуре были открыты 88-этажные башни-близнецы Петронас (высота 451,9 м).
В 2004 г. в тайваньском Тайбэе поднялся 101 этаж небоскреба высотой 509,2 м. Этот рекорд обещает побить небоскреб в городе Дубай. Планируется, что он будет иметь более 160 этажей, а общая высота здания достигнет 818м. В архитектуре этих сооружений конца XX — начала XXI вв. чувствуется влияние постмодернизма.