Ярким примером русского барокко является дворец, построенный в Царском селе под Санкт-Петербургом. Он был заложен еще при Екатерине I. По ее указу 1717 г. здесь под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна для царицы были возведены «каменные палаты».
По современным меркам они были скромными, это было небольшое двухэтажное сооружение. К его перестройке и расширению при Елизавете Петровне приложили свои таланты несколько архитекторов: Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743), Андрей Васильевич Квасов (1720-1770), у которого Доменико Трезини ходил в помощниках, и Савва Иванович Чевакинский (1713-1780).
Все они были поклонниками барокко, однако современный вид Екатерининского дворца справедливо связан в нашем представлении с другим блестящим архитектором — Бартоломео Растрелли. К моменту подписания в мае 1752 г. Елизаветой Петровной указа о капитальной перестройке старого здания, Растрелли был обер- архитектором императорского двора. Грандиозная стройка заняла всего четыре года.
Интенсивный голубой цвет дворцовых фасадов словно стремится усилить окраску бледного северного неба. На этом двойном фоне — природном и рукотворном — особенно выразительно смотрятся золоченые купола, белые пилястры, декоративные скульптуры, наличники и маскароны над окнами. Фасады дворца богато украшены множеством архитектурных деталей, фигурами атлантов, вазами и гирляндами.
Большой зал — самое большое помещение дворца; его площадь — 800 м2. Он был создан по проекту Растрелли к 1756 г. Днем его объем насыщен солнечным светом. По нонам зал освещали 696 свечей, свет которых отражался в зеркалах, расположенных между окнами.
Фасады дворца протянулись на зреть километра. Два главных выходит к нижнему парку и парадному двору. При перестройке старого дворца Растрелли подвел все помещения под одну крышу и превратил их в длинную анфиладу залов.
По замыслу архитектора восприятие дворца должно быть основано на постепенном раскрытии перед зрителем этой величественной последовательности великолепно украшенных объемов. В плане дворец имеет вид сильно вытянутой буквы «П».
Его правый угол увенчан одноглавым куполом. На противоположном конце дворца ему соответствует пятиглавие Воскресенское церкви. Справа от центральной лестницы — Большой бальный зал. Слева — в обшей сложности более двадцати помещений, включая Янтарную комнату зоревых фасадов, белых колонн и богатой позолоты вызывал чувство праздника.
Идея выстраивания залов роскошной длинной анфиладой была нова для России, раньше ее дворцы так не строились. В Царском Селе общая длина парадных комнат фактически равнялась протяженности дворца. По замыслу Растрелли посетители должны были проходить через все его залы.
Не случайно он поместил парадную лестницу не в центр дворца, а в южную часть здания. С этого места анфилада залов дворца представлялась единым вектором, который указывал на дворцовую церковь, расположенную в противоположном конце анфилады.
По указу Екатерины II этот план был нарушен, лестница уничтожена. Вместо нее шотландский архитектор Чарльз Камерон (1743-1812) построил в центре дворца новую лестницу красного дерева. Она заняла место спроектированного Растрелли Китайского зала. Позже, уже во второй половине XIX в., эта лестница была облицована мрамором по проекту российского архитектора Ипполита Антоновича Монигетти (1819-1878) и стала прекрасным примером позднего рококо.
В 1716 г. Петр I получил в дар от прусского короля Фридриха Вильгельма I «Янтарный кабинет», мозаичные панели для которого были изготовлены датскими и немецкими мастерами дли отца Фридриха.
Из служебных покоев Летнего дворца Петра панели были извлечены в 1743 г, по указу императрицы Елизаветы Петровны. Мастер Александр Мартелли использовал их для создания знаменитой Янтарной комнаты, которую стали называть восьмым чудом света.
В отличие от Зеркальной галереи Версаля окна Большого бального зала Екатерининского дворца выходят на обе стороны. Простенки между окнами украшены зеркалами.
Как известно, Екатерина II была поклонницей античности, поэтому знатоку античной архитектуры Камерону была предоставлена возможность переделать ряд интерьеров дворца в соответствии со вкусами новой хозяйки дворца. В результате фактически заново возникли Синий кабинет (так называемая «Табакерка»), Китайский зал, Серебряный кабинет, Арабесковая и Лионская гостиные.
Эти залы, погибшие во время Великой Отечественной войны, все еще требуют восстановления. Зато в прежнем виде перед взором туристов встают роскошные интерьеры Зеленой столовой, Опочивальни и нескольких гостиных: Парадной голубой, Китайской. Они также были выполнены по рисункам Камерона.
В 1784 г. на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка по проекту Карлла Камерона начали возводить изящную галерею. Ее нижний этаж с оконными проема ми был облицован пудожским камнем. Он служит основанием для легкой колоннады второго этажа. На галерею ведет монументальная лестница, начало которой украшают бронзовые статуи Геркулеса и Флоры,
Некоторые изменения в план и оформление дворца внес Александр I. По его указу архитектором Василем Петровичем Стасовым (1769-1848) был создан Парадный кабинет и несколько смежных комнат. Они были посвящены победам русского оружия в войне 1812 г. и в их оформлении чувствуется монументальная поступь сменившего барокко ампира.