В 1479 г. до н. э., отстранив от власти своего пасынка Тутмоса III, на египетский трон взошла царица Хатшепсут. Она принадлежала к XVIII династии правителей Древнего Египта. Стремясь подчеркнуть законность своих прав на престол, она повелела воздвигнуть величественный заупокойный храм для себя и своего отца — фараона Тутмоса I.
Место для постройки было выбрано знаковое — рядом с Долиной Царей, на широкой каменистой равнине, где располагался старинный некрополь, посвященный богине Хатор. Именно здесь стоял храм фараонов XI династии, которые были родоначальниками фараонов- фиванцев. Хатшепсут считала себя их преемницей.
Планы Хатшепсут были воплощены в жизнь. В долине возник великолепный храм, очертания которого не соответствовали уже сложившимся строительным канонам Древнего Египта.
Необычность нового архитектурного ансамбля подчеркивал расположенный рядом заупокойный храм фараона Монтухотепа I. Его вершина была выполнена в виде небольшой пирамидальной постройки, в центре которой находилась погребальная камера.
Хатшепсут отказалась от этого традиционного элемента египетской архитектуры. Очертания ее храма напоминают многоярусный вытянутый в длину мавзолей. Через долину к этой удивительной постройке вела дорога, по сторонам которой стояли многочисленные обелиски и сфинксы.
Храм царицы Хатшепсут был возведен по проекту выдающегося египетского министра-архитектора Сенмута. Он талантливо использовал мощный скальный массив в глубине долины позади храма, превратив его в величественную природную декорацию для своей монументальной постройки.
Созданный им храм стал новым революционным прорывом в традиционной архитектуре Древнего Египга. Не случайно старое название этой постройки — Дьесер Десьру, то есть «прекрасней прекрасного).
Название Дейр-зпь-Бахри («Северный монастырь») появилось позже, когда ярам был заброшен и в его тени нашли прибежище монахи-христиане. Основанный ими монастырь позволил сохранить творение Сенмута, которое осталось в истории уникальным сооружением египетского зодчества.
Залы храма Хатшепсут вырублены прямо в известняковых скалах. Весь архитектурный комплекс представляет собой три возвышающиеся друг над другом террасы.
Их вытянутые горизонтальные линии гармонично сочетаются с многочисленными колоннами и доминирующими наклонными плоскостями широких пандусов, которые являются продолжением длинной дороги, ведущей через выжженную солнцем долину к храму. В наши дни по ней к удивительному творению Сенмута ежедневно подходят сотни туристов со всего мира.
Барельефы и росписи храма стали своеобразной иллюстрированной историей жизни царицы. Они рассказывали зрителям о ее рождении и детстве, об организованном ею военном походе в страну Пунт (историки считают, что она находилась в Центральной Африке в районе современного Сомали).
В глубине храма, у его последней стены, в 18 больших и малых нишах были установлены статуи царицы. Некоторые капители колонн храма выполнены в виде женских голов богини Хатор.
Такой тип колонн специалисты называют «хаторическими», однако древние египтяне видели в них откровенный намек на саму царицу. Ансамбль ее храма включал также две небольшие постройки: прекрасно сохранившийся до наших дней храм Анубиса и храм богини Хатор.
В начале XIX в. храм Хатшепсут посетил путешествовавший по Египту гениальный лингвист Шампольон, главной заслугой которого была расшифровка иероглифической письменности. Он был поражен изяществом храма и обратил особое внимание на его пилястры и 16-гранные колонны. Стремясь подчеркнуть их сходство с возникшими позже канонами древнегреческой архитектуры, Шампольон назвал колонны храма Хатшепсут протодорическими.