Севилья, врата Нового Света, на протяжении XVI столетия была богатейшим центром империи. В 1649 году треть населения города унесла эпидемия чумы; это совпало с началом заката славы Испании.
Тем не менее севильское барокко, ярче всего выразившееся в живописи (Сурбаран, Мурильо и Вальдес Леаль) и скульптуре (Мартинес, Монтаньес и Мена), было одним из важнейших явлений в искусстве страны. В архитектуре основным мастером был Леонардо де Фигероа (1650?—1730).
Прошедший долгий и необычайно плодотворный творческий путь, он развивал графичный и декоративный подход к трактовке любых форм и поверхностей. Наиболее известным шедевром Фигероа стала изысканная композиция фасада Семинарии Сан Тельмо, приюта для подкидышей, основанного в 1671 году.
Здесь юношество готовили к профессии капитанов атлантического флота. В 1722 году архитектор и его сын Матиас приступили к работе над сооружением этого здания с акцентированными угловыми башнями. Центром композиции был просторный внутренний двор.
Строительство продолжалось до 1735 года и завершилось созданием одного из самых значительных памятников андалузского барокко. Его трехэтажная центральная часть активно выделена на фоне сдержанного кирпичного фасада.
Сильного воздействия на зрителя удалось достичь благодаря динамичному построению пластической структуры поверхности стены с богато украшенными резьбой парными колоннами, подчеркивающими центральную ось фасада.
На ней расположены выступающий балкон и эдикула со статуей Святого Тельмо. Сложная игра декоративных элементов еще более усиливается включением в композицию аллегорических фигур, символизирующих морскую науку и величие Севильи.
Скульптура населяет портал и составляет контраст с внушительностью архитектурных форм. Примерно в это же время неподалеку от Семинарии Сан Тельмо возводится другое примечательное здание, спроектированное военным архитектором Себастьяном ван дер Борхтом.
Речь идет о табачной фабрике, известной как место, где развернулось действие «Кармен». Этот комплекс, построенный в период с 1728 по 1771 год, представляет собой самый ранний из дошедших до нас образцов фабричной архитектуры. Пространственная структура этой постройки восходит к типологии больниц и учебных заведений.
В Гранаде на рубеже XVII-XVIII веков над классическими формами стала преобладать избыточная декоративность, и они приобрели совершенно иное толкование. Основным материалом здесь стал не кирпич, а стук, позволяющий создавать более утонченные и изысканные украшения.
Эта особенность материала в полной мере проявилась и была использована в архитектуре Альгамбры. Изобретателем новшества и, вероятно, самым оригинальным и искушенным мастером в Испании был Франсиско де Уртадо Изквиердо (1669—1725) — андалузский скульптор, архитектор и мастер внутреннего оформления зданий.
Формы его украшений восходят к классическим элементам, однако они дополнены призматическими углами и многочисленными орнаментальными деталями. Влияние декоративных приемов этого мастера на архитектуру андалузского барокко сказывалось в течение десятилетий и считалось особой находкой испанцев в этой области.
К тому же мастер, работавший почти исключительно для церкви, старался отразить в своей работе барочную концепцию синтетического произведения искусства. Последнее верующие почитали художественным воплощением любви к Христу, выраженной языком архитектуры, пластики и живописи.
Первая крупная работа Франсиско де Уртадо Изквиердо — поновление сакристии храма картезианского монастыря в Гранаде. Архитектор приступил к работе в 1702 году. Он спроектировал табернакль, напоминающий огромный отдельно стоящий алтарь, представляющий собой квадратное пространство с купольным сводом.
Скульптуры украшают основание сооружения и черные витые колонны, поддерживающие богато украшенный балдахин. Круглые окна позволяют видеть святыню из боковых приделов.
Преувеличенные пропорции способствуют созданию общего впечатления, равно как и необычный подбор расцветки мрамора: позолоченные капители и края карниза контрастируют с розовым, зеленым, черным, белым и серым камнем, тона которого перекликаются с колоритом фресок плафона работы Паломино.
В 1706 году Уртадо Изквиердо в качестве главного мастера приступил к оформлению сакристии городского собора Гранады (ил. вверху справа). Работа над воплощением замысла растянулась на многие годы и была закончена уже коллегой Уртадо — архитектором Хосе де Дада.
Классические пропорции и гармоническая соразмерность центрального объема разительно отличаются от ранних произведений мастера. Мощные канелированные пилястры, отмечающие переход к алтарю, имитируют композитный ордер, который ранее применил в оформлении внутреннего пространства собора Диего де Силоэ.
Это было продиктовано необходимостью вписать сакристию в уже сформированный интерьер храма. Описанный прием обнаруживает разносторонность подхода Уртадо Изквиердо к искусству зодчества.
В 1718 году для картезианского монастыря Эль Паулар мастер проектирует новую сакристию (исполнена Теодозио Санчесом де Риеда), композиция которой основывается на принципах, примененных им в соборе в Гранаде. Ее структуру составляют две зоны.
В центре первой — алтарь из мрамора и яшмы, архитектурная фантазия в несколько ярусов. Его поддерживают четыре внешних столба и внутреннее кольцо опор. Пространство за алтарем освещается солнечными лучами, льющимися сквозь два круглых окна, расположенных над верхним карнизом.
Потоки света и позолота ретабло выделяются среди полумрака храма. Собор, возвышающийся в горах за Сеговией, служит редким примером андалузского искусства в Кастилии. Действительно, детали табернакля были созданы в Приего, в Андалусии, где Уртадо с 1712 года занимал должность королевского налогового инспектора.