Херренкимзее

После Людвига II, короля Баварии, осталось множество сокровищ, но он не прятал их вглубь земли, а поднял их как можно вышек небу – на баварские Альпы…

В Баварии имя этого короля почти постоянно на слуху. Из всех баварских королей он один из самых почитаемых, вспоминают о нем здесь с необыкновенной любовью и теплотой. Но Людвиг II оставил след в истории не как реформатор, миротворец или тиран, а как король, который всю свою короткую жизнь посвятил возведению сказочных замков.

Существует всего три замка, в которых нашла отражение частичка душевного мира самого загадочного короля Баварии – Линдерхоф, Нойшванштайн и Херренкимзее. Но сначала надо вспомнить еще один – Хоэншвангау, который является родовым поместьем господ Швангау.

Поместье Хоэншвангау находится в двух часах езды на автомобиле от Мюнхена, на утесе, покрытом лесом, между озерами Шванзее и Альпзее. В XII веке здесь возвышалась крепость Шванштайн, сменившая огромное количество хозяев и со временем превратившаяся в развалины. Именно их в 1832 году и получил в наследство Максимилиан II, король Баварии, который восстановил замок в средневековом стиле. Восстановленный замок в альпийский пейзаж вписался идеально.

Здесь прошли детство и юность Людвига. Максимилиан II, его отец, был выдающимся политиком, но ничего не понимал в воспитании детей. В связи с этим общение сына и отца было минимальным. Мария Гогенцоллернская, мать Людвига, не занималась сыном и с иронией относилась к его фантазиям, проявляющимся уже в детстве. Людвиг все больше погружался в себя, в мир сказочных героев и грез, чему весьма способствовал весь антураж замка: даже залы в нем имели романтичные названия: зал героев, зал лебединого рыцаря, комната Вельфов… Здесь Людвиг узнал предание о лебедином рыцаре Лоэнгрине, здесь первый раз услышал музыку Вагнера, которая во многом определила дальнейшую судьбу Людвига.

К 18 годам Людвиг превратился в романтического молодого человека, когда скоропостижно скончался его отец и Людвиг стал королем. Баварцы были удивлены молодым королем: высоким, красивым, с темными вьющимися волосами и голубыми глазами. Тогда в народе впервые прозвучало – «сказочный принц».

Вскоре необходимость руководить страной стала ему тягостна, вызывала только раздражение, он просто возненавидел Мюнхен. Проза жизни несказанно угнетала Людвига, и он все больше погружался в тот мир, где мог быть счастлив – в свой внутренний.

Нойшванштайн

Первый замок – Нойшванштайн – в переводе на русский язык «Новый лебединый камень» построен на крутой скале. Забраться к нему можно и по пешеходной тропинке, и на конной повозке или автобусе (последний способ занимает не более пяти минут.

Здесь, высоте 92 метров, над водопадом, расположен подвесной мост, названный Мариенбрюкке в честь матери Людвига II, королевы Марии. С этого моста взгляду открывается самый захватывающий вид на Нойшванштайн, который многократно растиражирован на календарях и открытках. Вид с моста потрясает своей нереальностью и красотой. В какой-то миг начинает казаться, что вокруг сказочные декорации. Отсюда замок выглядит почти игрушечным, недаром именно Нойшванштайн стал прообразом замка Золушки в диснеевском мультфильме!

Желание возвести замок в стиле старинных немецких крепостей появилось у Людвига в 1868 году. К этому времени он уже находился в тесной дружбе с композитором Рихардом Вагнером, был увлечен его музыкой. Людвиг мечтал построить замок, похожий на свой любимый Хоэншвангау. Но замок, построенный Людвигом, был намного больше и величественнее, чем замок отца. Выполненный в весьма романтическом стиле, с зубчатыми остроконечными башнями, замок идеально вписывался в пейзажи Франконии. Можно предполагать, с каким сильным волнением молодой король следил за ходом строительства.

Внутренние интерьеры Нойшванштайна соответствуют его внешней роскоши. Настенные гобелены, росписи, витражи, резьба – все это является иллюстрацией к легендам о Тангейзере, Зигфриде и Парсифале, Тристане и Изольде. Но подавляющее количество сюжетов в потолочных и настенных росписях посвящено Лоэнгрину, с которым Людвиг отождествлял себя с юности.

Линдерхоф (Linderhof) располагается в долине Грасвангталь, почти около границы с Австрией. Замок этот планировался и строился как иллюстрация к идеальному государству и никогда он не служил местом долгого пребывания Людвига. Он даже не является именно жилищем. Это был храм божеству, в нем детально повторена обстановка, в которой обитали французские короли Людовики, причем все убранство было воспроизведено именно для того, чтобы создать свое убежище, ведь с годами король стал гораздо более замкнутым и нелюдимым. Со временем все более опасным казалось ему всякое внешнее вмешательство.

Перед фасадом замка находится бассейн с фонтаном, который при жизни Людвига бил на высоту около 50 метров, в наше время он закрыт на реконструкцию, повсюду вазы, скульптуры, декор. Однако, можно сказать, что в Линдерхофе всего чересчур много. На фасаде безумное нагромождение лепнины, статуи поставлены слишком близко. В отличие от Нойшванштайна, который идеально вписывается в ландшафт, Линдерхоф выглядит здесь несколько неуместно. Внутреннее убранство – избыточная помпезная роскошь, настоящий китч, все это несколько угнетает, к тому же все помещения очень тесные, маленькие, с низкими потолками. В декорациях абсолютно отсутствует чувство меры. Биографы Людвига согласны в том, что король, не имел достаточного образования, не пытался его получить и был практически лишен вкуса. И этот замок – тому подтверждение.

Здесь же находится грот Венеры – самая большая искусственная пещера в Европе. Посреди грота находится огромное озеро, по нему плавает золотая лодка в форме раковины. Здесь представлены декорации к опере Вагнера «Тангейзер».

Король был красив, молод и очень несчастен. Его ужас перед миром был настолько велик, что даже внутренний объем замков-убежищ он пытался сделать минимальным. Все помещения настолько маленькие, что даже человек не очень большого роста ощутит себя здесь весьма стесненно, а Людвиг был достаточно высоким – 191 сантиметр. Если учесть, что в Линдерхофе никогда никто не жил, можно считать, что строил Людвиг очередной замок с одной только целью – спрятаться от мира.

Херренкимзее

Последний замок – Херренкимзе – расположен на острове Херренинзель, который раскинулся посреди крупнейшего озера. Это наиболее дорогостоящий и грандиозный из всех замков короля.

Заложен замок был в 1878 году, он был посвящен Людовику XIV и в подражание Версалю. «Новый Версаль» был построен частично в 1884 году, представлен королю, который остался весьма доволен, и даже однажды прожил в своем новом детище девять дней.

Однако из-за пустой казны пришлось приостановить дальнейшее строительство.

Но и недостроенный замок впечатляет. В нем нет тревожности Нойшванштайна и давящей тесноты Линдерхофа. Внутри довольно просторно. Длина Зеркального зала, например – 75 метров, высота – 13 ширина – 11, метров. Между 27 окнами в простенках вставлены зеркала. Вечерами в 44 канделябрах и 33 люстрах зажигается множество свечей, зал наполняется дивным светом. А фарфоровый кабинет является настоящей сокровищницей предметов, которые созданы мастерами из Мейсена.

Мы никогда не сможем узнать, был ли он действительно безумен, ведь диагноз ему поставили заочно; мы никогда не узнаем, что случилось на озере Штарнбергерзее 13 июня 1886 года, почему он утонул, – до сих пор неизвестно, был ли это несчастный случай, убийство или самоубийство. Неизвестно, если бы не преждевременная смерть, какие бы еще нереальные королевские фантазии, украсили землю Баварии, ведь в грандиозных планах романтичного короля было возведение еще не одного замка.

После него не осталось наследников, но оставил целому миру свое наследие, и множество людей в восхищении застывают перед фантастическими замками баварского безумца.

Херренкимзее