Фракталы — это геометрические фигуры, которые повторяются при изменении масштаба. Термин «фрактал» был придуман Бенуа Мандельбротом в 1975 году для математических наборов чисел, которые остаются вездесущими, несмотря на масштаб, в котором они рассматриваются. Это бесконечные шаблоны, которые самоподобны. Свойство самоподобия относится к свойству, при котором объект сохраняет свои первоначальные пропорции даже после того, как он подвергается трансформации.
Несколько архитектурных стилей имеют свои принципы, основанные на вдохновении природы. Фракталы обеспечивают среду для выражения неправильных, органических кривых и естественных форм. Они помогают свести сложные закономерности природы к чему-то понятному. Фракталы естественно присутствуют повсюду вокруг нас, от роста ананасов и сосновых шишек до образования кристаллов льда и ветвей деревьев. Следовательно, имеет смысл только то, что архитекторы, ищущие вдохновения в природе, также применяли фракталы в своих конструкциях.
Фрактальную геометрию в архитектуре можно найти двумя способами — непреднамеренно или преднамеренно. Непреднамеренная фрактальная геометрия обычно встречается в случаях эстетики, где фракталы создают повторяющийся узор, который визуально привлекателен. Преднамеренная фрактальная геометрия создается целенаправленно с учетом конкретной идеи.
Фрактальная геометрия в индуистской архитектуре
Фрактальная геометрия в индуистских храмах видна в дизайне шикхары, которая представляет собой довольно большую характерную башню, символизирующую горную вершину. Фрактальные устройства обязаны своим существованием желанию людей, чтобы башня напоминала контур горы с ее различной высотой.
Фрактальная природа индуистского храма также тесно связана с индуистской философией Вселенной. В индуистской философии вселенная рассматривается как единое целое, где каждая часть целого сама по себе является целым. Это также отражено в планах, где простые стороны заменены внутренними и внешними выступами.
Фрактальная геометрия в буддийской архитектуре
Боробудур, буддийская ступа в Индонезии, Ява, демонстрирует фрактальное поведение. Вся конструкция выполнена в форме лотоса, ступенчатой пирамиды из шести прямоугольных этажей, трех круглых террас и центральной ступы, образующей вершину. Когда виден план сооружения, он показывает дизайн мандалы, самой большой в мире.
Фрактальная геометрия в готической архитектуре
Самоподобие видно в изящных фасадах готических сооружений. По всему фасаду повторяются основные, регулярные элементы разной высоты и ширины. Во всей структуре повторяются арочные формы и мотивы в разных иерархических масштабах. Здесь форма парадного входа повторяется в меньших размерах в арочных окнах с обеих сторон, что далее повторяется в небольших проемах и нишах. Готическая архитектура также очень детализирована и ориентирована на узоры, что придает фрактальный характер ее структурам.
Геометрия использовалась в готической архитектуре как средство общения со вселенной посредством математики. Фрактальная природа структур создает неограниченный масштаб, очень детализированный и привлекательный. Стены, потолки, тротуары и фасады имеют мелкие повторяющиеся и самоподобные узоры. Тонкость этих рисунков очень точно запечатлевается в уме и создает красоту.
Купол Святого Петра в Венеции также имеет повторяющиеся купола в разных масштабах. Структура имеет центральный крестообразный проход с симметричными кластерами между его ответвлениями. Эти руки также состоят из крестов меньшего размера.
Фрактальная геометрия в африканских сообществах
Существует множество фрактальных примеров в архитектуре, которые можно увидеть в африканских сообществах. Самоподобные структуры устроены в соответствии с религиозным и социальным статусом и властью человека в обществе. Все их поселение имеет одинаковую кольцеобразную форму с меньшими кольцами, выступающими из окружности основного кольца.
Каждая большая семья имеет кольцевой забор с воротами. По кольцу расположены складские постройки и жилые постройки. Жилища становятся больше по мере приближения к вершине кольца, и самый большой дом принадлежит вождю деревни или главе клана.
Фрактальная геометрия в современной архитектуре
Структура Фрэнка Ллойда Райта, Дом Палмера, демонстрирует фрактальную природу в плане этажа. Однако можно сказать, что фрактальный характер более влиятелен при рассмотрении в трехмерном виде, а не в плане, где он едва заметен. Еще одно здание Райта, Marin Civic Center в Сан-Франциско, также демонстрирует фрактальный характер фасада.
Другой русский художник ХХ века, Малевич, создал впечатляющие трехмерные фрактальные структуры. Его модели, получившие общее название « Архитектоника», являются замечательными примерами создания зданий с одинаковыми элементами в различных масштабах.
Примечательна также фрактальная природа торгового центра в Аддис-Абебе, Эфиопия, работы Ксавьера Вилалты. Его дизайн основан на фрактальной геометрии и вдохновлен смелыми узорами на одежде эфиопских женщин. Архитектор также использовал фрактальную геометрию в других своих сооружениях, таких как Lideta Mercato в Эфиопии и кампус Melaku Center в Барселоне.
Вывод:
Здания с фрактальными компонентами имеют сильную эстетическую привлекательность, привлекая к себе зрителя и представляя очень приятный внешний вид. Эту эстетическую привлекательность можно объяснить тем фактом, что люди проявляют положительные эмоции по отношению к природе. Поскольку фракталы воспроизводят сложные природные формы, они вызывают у зрителей чувство «биофилии».