Единовременно воспринимаемые качества среды более полно раскрываются при сопоставлении с предшествовавшими и последующими кадрами. Кроме того, многие черты окружения, такие, как композиционное построение улицы, ландшафтные характеристики района как единого целого и т. п., вообще не могут быть восприняты вне сопоставления, вне разворачивающегося во времени контакта со средой. В процессе такого контакта, путем суммирования разновременных впечатлений, в сознании формируется идеальная модель среды.
В восприятии среды во времени может быть выделено несколько масштабов или срезов. Наиболее простой случай — сопоставление в сознании ряда кадров, следовавших в заданной последовательности. Процесс такого суммирования кадров происходит при движении по некоему маршруту. Чаще всего это дорога или улица города. Возможны также маршруты, менее жестко ограниченные внешними условиями, заданные в более скрытой форме. Таково, в частности, движение по обширной городской площади, когда конечная цель маршрута заставляет двигаться вполне определенным образом, огибая, например, расположенный на площади собор или ратушу.
Более сложно соединение разновременных впечатлений, не связанных с жестко заданной последовательностью кадров. Это происходит, когда человек передвигается по разным улицам города, причем может проходить их в разной последовательности, к одному и тому же объекту подходить то с одной, то с другой стороны.
При этом складывается представление о специфике целого района, зоны города. Повторяемость в отдельных кадрах каких-то эстетических характеристик среды формирует образ всего района. Отдельные, сами по себе мало выразительные объекты среды или архитектурные картины, дополняя друг друга, связываясь с более яркими кадрами, могут суммироваться в выразительное целое. При этом может выделяться какая-то основная, организующая весь район архитектурная тема. Наконец, необходимо отметить, что происходящий во времени контакт с городской средой позволяет составить представление о крупных структурных закономерностях в организации среды — о структуре целого города или большого градостроительного образования. Причем механизм формирования такого представления, основанный на создании в сознании идеальной модели, обеспечивает и в данном случае эстетическую оценку воспринимаемого объекта.
Изложенное потребует рассматривать при анализе эстетических качеств архитектурной среды как черты, раскрывающиеся при единовременном ее восприятии, так и познаваемые в процессе суммирования разновременных впечатлений.