Выдающийся памятник, во многом определивший развитие и особенности всей областной школы. Начат в 1099 г. при правительнице Матильде Каносской ломбардским мастером Ланфранко. Продолжал работы Ансельмо да Кампионе. Освящение состоялось в 1184 г., но крестовыми сводами собор перекрыт был только в первой половине 15 столетия. Колокольня, именуемая Гирландина, относится к 13 в,, а завершение её — готическое (1319).
Выстроен из кирпича и облицован снаружи тёсаным камнем. Представляет собой трёхнефную базилику с трансептом, не выходящим за линии продольных стен, высоким хором и тремя апсидами. Отличается крупным масштабом целого и частей, монументальным метрическим строем. Центр переднего фасада выражает скрывающийся за ним неф своей высотой, щипцом и фланкирующими контрфорсами. Над последними, суженными вверху, идут башенки по краям щипца. В боковых частях фасада — подразделение колоннами. Все эти вертикали сочетаются с горизонталями арочной галереи и скульптурных вставок. Из трёх порталов средний выделен статуями львов и колоннами, поддерживающими балкон, выше которого прорезана великолепная роза.
Южный, продольный (северный позднее был застроен) и восточный, алтарный фасады объединены с главным системой вертикалей колонн и арок галереи. На южной стороне есть и сходный с уже описанным «львиный» портал. В нём примечательны ещё и задние пучки колонн на «рустованных» постаментах, перевязанные чем-то вроде змей. Балкон здесь сложнее, чем передний: он трехарочный.
Если капители портальных колонн, опирающихся на львов, и колонок наружных галерей — растительные, то колонны, членящие стены, отличаются не только масштабом, но и сложностью капителей (грифоны и другие фантастические существа). Наряду с этим введены рельефы, изображающие сотворение Адама и Евы и грехопадение. Этим произведениям скульптора Вильемо (Вильгельмо) отводят видное место в истории всей романской пластики.
Внутри собора суровые кирпичные стены без горизонтальных членений. В качестве опор чередуются столбы и колонны. Трифорий из групп по три арки, вписанных в широкие углубления, в сущности, повторяет галереи фасадов. Тем самым достигнута удивительная общность внешнего облика и интерьера: наружное как бы проникает вовнутрь.
Высокий хор выдвинут вперед широким балконом, чье ограждение покрыто раскрашенным рельефом с «Тайной Вечерей» посередине, а слева образует выступ для кафедры. Балкон и кафедру поддерживают тонкие колонны, поставленные на спины льва или «атланта» — человечка со скрещенными нотами. Еще одна кафедра, но на консолях устроена в том же центральном нефе у одного из столбов.