Работы ГРЛУ, Кварони, Дарди говорят об автономии и памяти архитектуры, и таким образом, для них упрощение формы является выражением чего-то позитивного, а именно архетипов классической архитектуры. Это откапывание прошлого резко отличается от позиций классицизма предшествующего периода.

Несмотря на то, что технические возможности позволяют воспроизведение и почти полное припоминание исторических форм, современный подход к этому вопросу осуществляется более тонко, с элементами новаторства. Однако этим новациям пока еще не достает убедительности.

Некоторые современные архитекторы, такие как Гв. Канелла, К. Аймонино, черпая прототипы из многочисленных источников, добиваются загадочных форм, не опасаясь эклектизма. Их архитектура заимствует различные темы прошлого, не подражая им, но в эклектической манере, отбирая определенные моменты истории и подгоняя одно к другому.

Другие, как А. Росси, Г. Ауленти, группа Лабиринт, руководствуясь прошлым и заглядывая в будущее, завоевывают публику и хотят войти в контакт с ней, предлагая не совсем ясную, но прелестную городскую канву, населенную замаскированными реалиями и сюрреалистическими сооружениями.

Результаты поисков и достоинства работ, продемонстрированные этими архитекторами, признаются и разделяются обществом. Они стремятся свое творчество сделать, неотъемлемой частью великой западной традиции и дать ему общественное воплощение, достойное современной эпохи.

Но иногда это выливается в готовность играть на публику, осуществлять как можно больше заказов и следовать моде, которая, без сомнения, приносит им свою коммерческую компенсацию.

Стремление осознать изначальные основы архитектуры и проникнуть в ее сущность наиболее ярко иллюстрируются в работах Альдо Росси. Непримиримый к компромиссам, к банальностям и фальши, Росси откровенно пренебрегает общепринятыми стереотипами и противопоставляет себя функционализму и принципам Современной архитектуры.

В первые же годы деятельности определяется выбор Росси: лаконичность, суровость и воздержание. В его проектах связь памяти и истории, знака и смысла, подчинения и возвышения, чистоты и геометризма объемов постоянно сопровождается желанием познавать и заставить говорить архитектуру лишь свойственными ему инструментами.

Росси удалось создать свою школу, а развитие его теоретического мышления и практических воплощений не раз давало мощный импульс молодому поколению. Рассматривая дидактический успех Росси, М. Тафури характеризует его как лакмусовую бумагу той тоски и пустоты, которые стягиваются сегодня вокруг молодого поколения итальянских архитекторов.

Следует особо подчеркнуть главную особенность современной архитектуры Италии — осознание неразрывности проблем города в целом и проблем любого здания, создаваемого в городе. Барьер между градостроительством и архитектурой постепенно стирается.

На первый план выдвигается сохранение и совершенствование физической среды и важная роль в этом отводится архитекторам. Например, в рассмотренных новых жилых комплексах вместо обычных изолированных домов предлагается непрерывная система связанных между собой жилых корпусов с внутренними улицами, как часть городской среды. В восстановлении и обновлении исторических центров итальянская культура сегодня находится в авангарде.

Городская среда наполняется новыми функциями, сохраняя в основном свой облик и масштаб, создавая при этом ощущение связи с прошлым, пусть даже недавним. В этом плане много интересного было предложено для обновления городской структуры Рима во время конкурса Разъединенный Рим в 1977 г., на который были приглашены проповедники нового направления со всего света, чтобы соизмерить собственные, норой и фантастические, идеи со знакомыми местами Вечного города.

Предлагается новое прочтение различных объемов, монументов, улиц и площадей внутри его организма, признавая в них необходимые конструктивные элементы городского развития. На этой основе сегодня в творчестве молодых (Дж. Балле. А. Наталини) с новой силой возрождается регионализм. Самобытность их произведений раскрывается в тесной и органической связи как с современными традициями, так и с народной культурой и ее корнями.

С конца 60-х годов, после так называемой промышленной революции итальянская культура стала оплотом важных перемен. Она сделалась передовой лабораторией для выработки нового интеллектуального продукта. На этой почве возросло значение отдельных мастеров и их индивидуальных поисков.

Среди них выделяются А. Росси, Гв. Канелла, В. Греготти, П. Портогези, А. Ансельми, А. Наталини, Р. Пиано, Ф. Пурини и многие другие. Все они уже имеют автономию и культурное положение, что делает их как бы точками отсчета для поколения, к которому они относятся.

Именно они являются центральными фигурами нового опыта, своими многочисленными постройками, проектами, теоретическими и публицистическими выступлениями сумевшими проложить дорогу новому, дать направление развитию архитектуры, оценить, переработать и использовать богатый строительный опыт и художественные традиции.

На этой почве появилось молодое, смелое поколение архитекторов, которое вышло на бурном гребне беспокойных 70-х годов и которое еще раз привнесло в итальянскую архитектуру свет утерянного рая, возвращая достоинство и поэтическую значимость этой дисциплине. Среди них выделяются фигуры Ф. Челини, Дж. Адрия, К. Венецнано, К. дАмато…

Привлекательна сама храбрость молодых архитекторов: не имея возможности сооружать, они продолжают мыслить архитектурой. Профессиональное воздержание, к которому по объективным причинам приговорено это поколение, заставляет их выражать себя в основном в начерченной архитектуре.

Они наводняют проектами выставки, частные галереи, регулярно участвуя в миланском Триеннале и венецианском Биеннале. Они открыли для себя значение исторического наследия, как единственную возможную новизну и действенную форму к переменам. Традиции художественной культуры страны диктуют им тот путь, который позволяет сегодня говорить о современной архитектурной школе Италии.