Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

Традиционные японские дома обладают безграничной привлекательностью благодаря своим элегантным формам и тому, как они органично вписываются в окружающую среду. На протяжении веков мастера разрабатывали передовые методы обработки дерева. Невероятно, но большая часть традиционных японских зданий, существующих в настоящее время, простояла сотни лет, а самое старое деревянное здание в мире до сих пор стоит в Наре, недалеко от Осаки. В этой статье будет кратко рассмотрена история японской деревообработки и то, как японские плотники и строители использовали передовые технологии для возведения старинных конструкций, которые было легко построить и воспроизвести и которые были устойчивы к воздействию окружающей среды.

Чтобы понять цель и форму японской архитектуры, важно понимать географию и климат страны. Япония представляет собой архипелаг, состоящий из почти 7000 островов, хотя обитаемыми являются менее 300. Он расположен у побережья материкового Китая и Кореи, и обе страны на протяжении всей истории оказывали большое культурное влияние на Японию из-за обширной торговли. Япония также находится прямо на вершине Огненного кольца, что делает ее чрезвычайно восприимчивой к землетрясениям и приливным волнам. На материке горные районы сделали пространство чрезвычайно тесным и трудным для навигации. Тем не менее, эти условия означали, что вторжение в Японию было почти невозможным подвигом, что позволило японским мастерам отточить свои методы.

По мере того, как Япония продолжала развиваться, появлялись и новые задачи в области строительства. В силу крайней необходимости период Эдо (1601–1867 гг.), названный в честь столицы, ныне называемой Токио, был временем, когда традиционная японская архитектура была усовершенствована. За этот период в Эдо произошло 49 крупных пожаров, каждый раз уничтожая большие районы города.

Частота пожаров по сравнению с другими регионами в основном была связана с плотностью; Эдо вырос как город из-за объединения, и многие люди покинули сельскую местность по экономическим причинам.

Огонь был частью повседневной жизни, его использовали для приготовления пищи, обогрева и запечатывания древесины. На самом деле пожары были настолько частыми, что, по словам ученого Мацуносукэ Нишияма, жители Эдо считали пожары «неизбежными» и были довольны, пока их действия не вызывали их.

Огонь означал быстрое и легкое строительство, а ремонт зданий был необходимостью. В этот период были приняты методы пропорций и сборных конструкций, что позволило быстро возводить новые здания. Строительные работы были упорядочены, от склада пиломатериалов до начала строительства, чтобы противодействовать частым пожарам, угрожавшим городу.

Землетрясения, наводнения и нехватка места — все элементы окружающей среды, которые освоили японские строители. Япония — это густо засаженный деревьями регион с труднопроходимой местностью, поэтому почти необходимо, чтобы строительные материалы в основном состояли из древесины. Японским мастерам потребовалось время, чтобы понять древесину и ее свойства, используя разницу в вариациях, чтобы создать самый прочный строительный материал. Экологичность была неотъемлемой частью строительства и повседневной жизни в целом. Буддийские и синтоистские традиции настаивали на тесной связи с природой, гарантируя, что не будет использоваться ничего, кроме необходимого, и будет соблюдаться форма материалов.

Деревянные столбы соединяются под прямым углом с использованием передовых столярных технологий. Древесина вырезается точно, чтобы создать сложные соединения врезных и шиповых соединений, с деревянными штифтами, используемыми для удержания ее на месте. Эта технология соединения дерева и отсутствие металла позволяет конструкции быть чрезвычайно гибкой, придавая ей сильную устойчивость к землетрясениям и позволяя ей расширяться во влажных условиях. Еще одним преимуществом этого метода была его «обратимость», то есть отдельные элементы можно быстро снять и заменить, что делает ремонт простым и легким. Их часто поднимали на несколько футов над землей, чтобы обеспечить вентиляцию.

Инструменты для деревообработки, используемые японскими строителями, также сильно отличались от их европейских аналогов. Выглядящие как пила, скрещенная с мачете, пилы нокогири предназначены для резки при натяжении. Лезвия тонкие и режут с точностью, но, в отличие от западных пил, которые требуют мощности для эффективной резки, пилы нокогири требуют навыков и техники для эффективной резки. Тяговые ходы позволяют лучше контролировать лезвие и требуют меньших усилий. Пила нокогири тонко и точно режет древесину и является основой японской деревянной архитектуры.

Еще один аспект японского ремесла заключается в том, что в почете мастерство дизайнера, а не сама конструкция. Этот акцент на способностях человека означает, что поддерживается высокое качество продукта, и поощряет новые поколения ремесленников. Примером этого является программа «Живое национальное сокровище» Японии, которая чествует дизайнеров, ремесленников и мастеров, внесших большой вклад в свое ремесло.

Британский дизайнер Хью Миллер отметил пять основных принципов японского столярного дела. Первый он описывает как «отсутствие шума». Это относится к использованию японскими плотниками передовых методов врезки и шипа, чтобы скрыть столярные изделия, сохраняя форму материалов.

Следующий элемент, который он описал, — это акцент на обслуживании. Это видно и в других областях японской культуры, например, в традиции ремонта керамики золотом. Вместо того, чтобы сопротивляться обслуживанию, плотники приняли его. Как упоминалось ранее, традиционные японские дома спроектированы таким образом, чтобы детали можно было легко заменить, что важно из-за влажных условий, вызывающих гниение древесины. Это также означает, что ремесленникам необходимо передавать свои знания.

Третий элемент — это «легкость», которую можно охарактеризовать как использование минимального количества необходимых материалов и проектирование конструкции, которая вписывается в окружающую среду, а не выделяется. Последние два фактора — это «инновация», когда экспериментирование с материальными формами и формами было обычным явлением, и «гармония», которая представляет собой накопление всех этих элементов в балансе с окружающей средой.

Привлекательность японской архитектуры безгранична, и она неразрывно связана с культурой, историей и окружающей средой. Все эти элементы способствуют гармоничной форме и синхронности японских деревянных конструкций. Когда Япония открыла свои границы в период Мэйдзи, Япония начала перенимать европейские архитектурные стили и материалы, такие как сталь и бетон, после открытия своих границ в период Мэйдзи. Этот сдвиг был более быстрым после 1945 года, после того как Токио неоднократно подвергался опустошению в результате бомбардировок союзников, а страна была оккупирована западными войсками. Тем не менее, традиционные методы по-прежнему пользуются большим уважением и практичностью в Японии, многие строения и здания были кропотливо восстановлены до их первоначального вида мастерами с использованием традиционных методов.