Роскошь и могущество Венеции, воплощенные в архитектуре Дворца Дожей. Дворец Дожей или как его называют итальянцы «Палаццо Дукале» является одним из самых совершенных образцов венецианской готики. В просторном многоэтажном здании хватало места не только правителю Венеции, но и всем членам его правительства. Кроме того, здесь же находились конторы юристов, канцелярия, цензорская служба и морское ведомство.
Следует отметить, что дож, пожизненно правивший свободолюбивой и гордой Венецианской республикой, по традиции окружался большим почетом. Ритуал его избрания, посвящения и венчания обставлялся с особой пышностью, изображения этого государственного деятеля чеканили на монетах, ему же принадлежала и высшая военная власть. Не удивительно, что резиденция венецианского правителя создавалась самыми искусными мастерами того времени и украшалась со всей возможной роскошью. Подобное утверждение относится в первую очередь к периоду наиболее активного строительства дворца, то есть к XIV-XV веку, когда Венеция стремилась продемонстрировать окружающим странам свое могущество и богатство.
Композиция Палаццо Дожей была продуманна до мелочей. Приведем лишь один пример: когда гости подплывали к дворцовой пристани со стороны парадного порта, прямо над их головами оказывался изящный балкон, с которого глава республики в праздничные дни обращался с приветствием к народу. Таким образом, прибывшие символически оказывались у ног дожа, глядя на него снизу вверх в ожидании высочайшей милости.
Авторство начального варианта дворца приписывают венецианскому архитектору и скульптору Филлипо Календарио. Он получил должность главного строителя в 1340 году и успел возвести южный фасад, обращенный к набережной Невольников и шесть первых арок на площади Сан-Марко. Западную часть палаццо строили в 1424-1442 годах по проекту архитектора Бартоломео Бона. Затем в конце XVI столетия внутренний двор и украшенная скульптурами лестница Гигантов были реконструированы в соответствии с требованиями пришедшего на смену готике Ренессанса.
В принципе Дворец дожей по своему строению мало отличается от типичных венецианских палаццо – портик в нижнем этаже, перекрывающая его лоджия с колоннадой, массивный третий этаж и венчающий здание узорчатый карниз. Облицовка бело-розовым мрамором придает зданию утонченную хрупкость, кажется, что его ажурные колонны и галереи – это ювелирные украшения, выточенные из слоновой кости.
Главный вход во дворец получил название «Бумажные врата» (Порта Делла Карта), поскольку рядом с ним располагались писцы, принимавшие от венецианцев жалобы и помогавшие им составлять прошения. Капители портика превращены в настоящую энциклопедию, призванную просвещать простой народ – их украшают скульптурные изображения выдающихся полководцев, ученых и философов древности, аллегорические изображения самых распространенных ремесел, а также символы планет.