Примерно в середине XVIII века усилилось критическое отношение к доминирующей роли барокко, и особенно громкими стали призывы к возвращению к первоначальным формам архитектуры Греции и Рима. Теперь и в Испании уходили в прошлое начатые еще в XVII веке споры о древнем и новом искусстве. Впечатление от этого спора было здесь тем более сильным, что существовали значительные различия между придворной архитектурой Бурбонов, ориентированной главным образом на бароккизирующий классицизм, и живописным стилем убранства в старых центрах империи.
В течение первой половины столетия испанские архитекторы и живописцы узнали и оценили роль Римской и Парижской академий и составили проект учреждения собственной Академии художеств в Мадриде, тем более что академии литературы и истории существовали здесь соответственно с 1714 и 1738 годов. В 1742 году этот замысел получил одобрение короля, и около 1750 года, за два года до того, как он подписал официальный указ об учреждении Академии, первых ее воспитанников отправили в Рим. Роль Академии Сан Фернандо была тесно связана с интересами Двора; это касается и научных изысканий в области архитектуры, и создания программ для произведений искусства, и обучения художников. Полномочия Академии простирались так далеко, что, согласно специальному эдикту, ни одно общественное здание не могло быть возведено без ее дозволения. Кроме того, запрещалось использовать звание архитектора без соответствующего экзамена. В таких обстоятельствах установление господства классицистической манеры в придворном и общественном искусстве было закономерным. В Испании существовала традиция более сдержанной интерпретации античности, нежели та, что была представлена у Витрувия и воплощена в жизнь Альберти и Виньолой. Эта особенность сочеталась с достижениями Эрреры, что впоследствии способствовало формированию нового национального стиля. Возврат к формам габсбургских дворцов эпохи Филиппа II, который получил наглядное воплощение в архитектуре комплексов Аранхуес и Эль Пардо, во времена короля из династии Бурбонов Фердинанда VI был не только очередным намеком на законность правящей династии, но и синтезом испанского культурного наследия и современных европейских художественных течений.
Воплощением архитектурной концепции, развиваемой академией Сан Фернандо, может служить творчество двух архитекторов. Работы Вентуры де Родригеса (1717-1785) и Хуана де Виллануэва (1739-1811) находятся на стыке двух эпох — времени господства барокко и начала эры Просвещения. Произведения Вентуры де Родригеса, ученика Юварры и Саккетти, несут на себе черты перехода от барочной традиции академического характера к классицизму конца XVIII века. До самой смерти Фердинанда VI он пользовался уважением как придворный архитектор и занимал должность про
фессора в Академии. Из огромного количества проектов, созданных им для двора, Академии и частных заказчиков, около пятидесяти были реализованы. В ранний период творчества он всецело находился под влиянием итальянского барокко, а к концу 1750-х в его академическом классицистическом стиле стало очевидным воздействие труда Франсуа Блонделя "Французская архитектура". Археологические раскопки в Греции и Риме и раскрытие античных памятников заставили Родригеса вновь обратиться к наследию Хуана Эрреры и порвать со своим собственным архитектурным прошлым.