Совсем другими побуждениями руководствовался Пуссен при создании картины "Пейзаж с Пирамом и Тис- бой", написанной им для своего друга, ученого и антиквара Кассиано дель Поццо. В те годы художника занимали проблемы ландшафтной живописи. Это одна из его немногих крупноформатных работ. Пуссен помещает сюжет о Пираме и Тисбе в атмосферу величественного, освещенного грозовыми вспышками холмистого пейзажа, простирающегося главным образом на заднем плане картины, с озером в центре и городком с правой стороны.
История о двух несчастных влюбленных из Вавилона заимствована из
"Метаморфоз" Овидия. Пирам условился с Тисбой, что они встретятся у источника, чтобы покинуть город, так как их отцы запретили им встречаться. Пирам опоздал, и Тисба, ждавшая его, уже скрылась, спасаясь от свирепой львицы. В спешке девушка обронила шаль, и животное, Лтолько что убившее быка, своей окровавленной пастью растерзало тонкую ткань. Когда Пирам пришел к источнику и увидел львиные следы и разорванную шаль, он решил, что его возлюбленная мертва, и, мучимый виной и отчаянием, бросился на меч. Тисба, обнаружив умирающего возлюбленного, также расстается с жизнью. Пуссен изобразил момент предельного отчаяния любовников — Тисба с выразительным жестом бросается к умирающему Пираму.
Природа не остается равнодушной к развернувшейся драме: бушует яростный ураган, сверкают молнии, а слева над холмом видна полоска ясного неба. Над сценой трагедии, разворачивающейся почти у самого нижнего края полотна, довлеет пейзаж, охваченный стихией. Пуссена, по его собственному признанию, прежде всего интересовало решение художественных проблем — изображение грозового пейзажа, и лишь во вторую очередь трагическая участь влюбленных. Центральная идея картины — бессилие человека перед своенравной Фортуной.
Это полотно Клод написал в Риме по заказу кардинала Поли. Согласно легенде, Урсула, дочь христианского короля Британии, обещала свою руку Этерию, сыну короля Англии, при условии, что тот через три года примет христианскую веру. Тем временем она отправилась в Рим вместе с несколькими тысячами девственниц, которые намеревались принять крещение. Там Урсула узнала, что ей предначертано идти в Кельн на мученический подвиг. После того как ее принял папа Кири- ак, святая с одиннадцатью тысячами девственниц направилась в Кельн, где на них напал предводитель гуннов Ат- тила. Уцелела только Урсула, чьей красотой пленился вождь варваров, но и она вскоре погибла от стрелы, пущенной Аттилой, которого она отвергла.
Клод изобразил момент отплытия святой и ее спутниц из римской гавани. Изображенные на флаге, который держит Урсула, красный крест и стрела на красном поле, символизируют ее грядущее мученичество.
Мюнхенское полотно Клода Лоррена "Морская гавань на восходе солнца" является последней из выполненных художником трех вариаций на эту тему. Впечатляющий восход солнца над морем обрамляют сооружения порта с классическими руинами; портик срава напоминает Арку Тита в Риме. На переднем плане несколько человек заняты перевозкой тюков с товаром на баржу, другие передвигают тяжелые доски. Люди на берегу наблюдают за их работой; другая группа находится под сводом триумфальной арки. Мифологические фигуры сменили здесь реальные персонажи, занимающиеся своими обыденными делами. Впрочем, деловая активность порта не нарушает царящего над всем покоя.
Невозможно определить, когда и где происходит действие картины, которая, кажется, находится вне времени. Художника, несомненно, интересовала прежде всего передача явления природы — восхода солнца, лучи которого проникают сквозь пелену повисшего над морем утреннего тумана.
"Пейзаж со сценой "Не тронь Меня" относится к поздним работам Клода. На полотне изображена встреча св. Марии Магдалины с Христом, описанная в Евангелии от Иоанна. Когда Мария Магдалина пришла к гробнице Христа, чтобы помазать Его тело елеем, она обнаружила, что тело исчезло. Обернувшись, она увидела Христа с лопатой в руках, но не узнала его, и, решив, что это садовник, спросила его, куда он вынес погребенного. Тогда Христос открылся ей, сказав: "Не тронь Меня".
Встреча героев изображена на фоне обширного пейзажа, открывающегося вдаль. Клод обозначил сад — где коленопреклоненная Магдалина, держащая кувшин с елеем, увидела Спасителя — деревянной изгородью, выделяющей сакральную зону в пространстве полотна. Три креста на горе справа указывают на нее как на Голгофу. Мягкий утренний свет, льющийся из-за фигуры Христа, считается знаком Воскресения. На заднем плане открывается вид на Иерусалим, все еще окутанный утренним туманом, а за городом виднеется море. Пейзаж с его необычайно тонкими оттенками и разнообразными атмосферными эффектами, а также умение Клода претворять наблюдаемые природные явления в тончайшие переливы света и цвета, говорят о пристальном внимании художника к природе.
Карло Маратта написал "Смерть св. Франциска Ксаверия" для алтаря правого крыла трансепта церкви Иль Джезу. Св. Франциск Ксаверий, один из основных святых ордена иезуитов, поддержал Игнатия Лойолу в 1533 году и проповедовал христианство в Азии, в частности, в Японии и Китае. В 1619 году он был причислен к лику блаженных, а в 1662-м канонизирован.
Картина Маратты, вместе с полотном работы Гаулли, написанным для церкви Сант Андреа аль Квиринале, принадлежат к числу первых живописных изображений святого. Маратта показывает смерть Франциска Ксаверия, случившуюся, согласно легенде, на одном из китайских островов; он покинут всеми, однако его утешают ангелы.
Композиция картины зрительно разделена на две части. В нижней Ма- ратта поместил умирающего святого, возле которого находятся несколько человек. В верхней помещены смотрящие на Франциска ангелы, вероятно, ожидающие его восхождения на небеса. Присутствие фигуры индейца отсылает зрителя к миссионерской деятельности Ксаверия в целом; он задуман как сопутствующий святому атрибут, и вот он воздевает руки в молитве при виде его кончины.
В работе Маратты (ученика Сакки) акцент делается на классической композиции с немногочисленными фигурами и выразительными жестами; особое старание художник приложил для придания изображениям тел впечатления объемности.