Дворец Фонтенбло

Парижане часто отдыхают по выходным в Фонтенбло. Сюда можно доехать на злектричке, затем еще несколько остановок на автобусе. Над Фонтенбло промчались столетия. Не случайно эту королевскую резиденцию Наполеон назвал «Вековым Домом».

Многое изменилось, и все же Фонтенбло хранит главное — удивительную атмосферу, которую создает зелень парков, дополняющий ее желтоватый цвет стен старого замка, а также голубизна воды и неба, словно перекликающаяся с крышами Фонтенбло.

Здесь многое хранит память о бонвиване и любителе женщин — Франциске I. Некоторые фрески на мифологические сюжеты содержат изображения самого короля.

Фонтенбло успел обрасти легендами. Говорят, здесь можно встретить призрак маркиза Мондэпьдески. Он был любовником шведской королевы Кристины, которая, отрекшись от престола в 1654 г., некоторое время жила в Фонтенбло. Кристина заподозрила его в измене, и это стоило несчастному Мондальдески жизни.

Несколько десятков залов дворца Фонтенбло открыты для туристов. Обычно они обязательно осматривают знаменитый Бальный зал с его кессонированным потолком и деревянными резными панелями, салон Людовика XV и апартаменты фаворитки короля Людовика XIV — Франсуазы Скаррон, более известной в истории под именем маркизы Ментенон. Любопытно, что в королевское окружение она попала в качестве воспитательницы детей мадам Монтеспан, рожденных ею от Людовика XIV.

Возникший в Фонтенбло дворец задал совершенно новый тон в европейском зодчестве. Архитектура и садово-парковое искусство, скульптура, живопись и внутренний декор — все здесь гармонично соединялось, создавая новое искусство французского Ренессанса.

Окружающий замок парк включает несколько садов: Английский, Партерный, сад Дианы. Порождением итальянского паркового искусства является искусственный трот из песчаника, к которому можно пройти через аркады, поддерживаемые атлантами.

Живописный лес вблизи замка сохранился. Он является одним из любимых мест отдыха парижан. Рядом — деревушка Барбизон, давшая название знаменитой Барбизоиской школе живописи. Здесь работали на пленэре живописцы Руссо, Милле и Коро.

В стенах первого дворца Фонтенбло родился и умер французский король Филипп IV (1268-1314). Хотя его преемники регулярно приезжали сюда, Фонтенбло все же продолжал оставаться загородной усадьбой. Дворцом его можно было назвать лишь с большой натяжкой.

Ситуация изменилась в начале XVI в. с приходом к власти Франциска I. Он решил возвести здесь роскошный дворец, который служил бы и королевской резиденцией, и местом для торжественных приемов. Для осуществления своих замыслов

О роднике с чистой водой, который и дол название Фонтенбло, в наши дни напоминает двор Источника, который выходит к пруду с карпами. Неподалеку начинается канал длиной 1200 м.

Рядом с двором Источника начинаются сады Дианы — в них по указу Генриха IV была установлена бронзовая скульптура богини-охотницы. От садов двор источника отделяет знаменитая галерея Франциска I.

Об этом монархе, который и был основателем Фонтенбло, напоминают так называемые Золотые ворота. О временах более ранних посетителям напомнит башня-донжон; она существовала еще при Людовике Святом.

Он пригласил итальянских художников, благодаря которым со временем Фонтенбло превратилось в своеобразный очаг распространения итальянской ренессансной культуры.

В частности, над украшением дворца работал итальянский живописец флорентийской школы Джованни Батиста ди Джакоро (1494-1540), более известный как Россо Фьорентино — «Рыжий Флорентиец».

Другим итальянским мастером, трудившимся по приглашению Франциска I на строительных лесах Фонтенбло, был Франческо Приматиччо (1504-1570). При них почти все старые постройки были разрушены.

От прежних строений остались только несколько сторожевых башен. Зато формы начал обретать новый замок. Его интерьеры были украшены резными гербами и монограммами Франциска I. Аллегорические росписи на стенах прославляли монарха и его владения.

В Фонтенбло от сооружений того времени сохранилась так называемая галерея Франциска I. Она осталась в истории архитектуры как ранний образец вытянутого строения, которое позже стало широко распространенным в европейской замковой архитектуре Англии и Франции.

Со времен Франциска в Фонтенбло остались также бальный зал и спальня фаворитки короля — герцогини д’Этамп. После кончины Фьорентино Приматиччо фактически стал главным художником при королевском дворе.

Этот пост он занимал и после смерти Франциска, пережив двух французских королей — Генриха II (1519-1559) и Франциска II (1544-1560). При Генрихе II были закончены строительство и отделка бального зала. Он до сих пор удивляет посетителей своей красотой и роскошью.

В апреле 1814 г. в Фонтенбло во дворе Белой лошади Наполеон отказался от власти, произнеся короткую речь перед солдатами своей старой гвардии. Несколько странное название этого двора объясняется тем, что по указанию юного короля Карла IX (1550-1574) в нем была установлена белая гипсовая копия античного конного памятника Марка Аврелия.

Оригинал этой статуи, который стал прототипом всех последующих конных памятников Европы, стоял на склоне Капитолийского холма напротив римского Форума. Его копия из Фонтенбло не сохранилась. Место, где она стояла, отмечено во дворе гипсовой плиткой.

После исторической сцены с Наполеоном двор переименовали. Теперь он называется Двором прощания, и именно через него туристы входят в замок. К центральному зданию дворца они подходят по лестнице, имеющей форму подковы. Она была создана архитектором Жаном Андруэ-дю-Серсо для родившегося в Фонтенбло Людовика XIII (1601-1643), и именно по ней шел Наполеон после подписания акта о своем отречении.

Национальным музеем Франции Фонтенбло стал в 1919 г. С 1981 г. дворец и парк Фонтенбло находятся в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дворец Фонтенбло
Дворец Фонтенбло
Дворец Фонтенбло

Франциск I заложил обширные коллекции дворца: картины, манускрипты, глиптика. Созданная им в Фонтенбло галерея стала предшественницей галерей Версаля и Лувра. В последующие века замок переделывался и достраивался Генрихом II и Екатериной Медичи. При Генрихе IV архитектурный комплекс Фонтенбло был значительно расширен, Людовик XIV также заботился об этом замке.

От здания Французской Академии на противоположном берегу Сены к Лувру можно пройти по пешеходному мосту Искусств. Он был построен в 1802 г. и очень популярен у туристов.

Благодаря усилиям архитекторов Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Фонтена (1762-1853) у Лувра появились новые пристройки. Параллельно Большой галерее была возведена Северная галерея (так называемый корпус Наполеона).

К тому же в 1806 г. на площади Карусель, разделяющей Лувр и сады Тюипьри началось строительство Триумфальной арки (не путайте ее с аркой на площади Звезды). Она стала уменьшенной копией арки Септимия Севера, стоящей на римском Форуме.

Высота арки на площади Карусель составляет 14,6 м, ее длина — 17,6 м, ширина — Юм, Арка должна была прославлять победыфран цузского оружия. Барельефы арки изображают сцены сражений при Ульме и Аустерлице. Современный вид Лувр приобрел в 1871 г.