Параметрическая архитектура
Параметрическая архитектура

В 1682 году началась реконструкция церкви Санту Анграсиу, разрушенной ураганом. Центральный объем здания с купольным завершением был создан Жоаном Антунешом (1645-1712) под влиянием проекта собора св. Петра, выполненного Браманте в 1506 году. Хотя сооружение было полностью завершено лишь недавно, оно знаменовало собой появление нового эстетического пристрастия португальского двора. Рим и римские постройки стали теперь отправной точкой и критерием оценки любого художественного произведения.

При Жоане V подражание Вечному городу приобрело поистине грандиозные масштабы. Во время своего правления, с 1707 по 1750 год, он грезил о создании второго Рима или, скорее, второго Ватикана, на берегах Тежу. Многочисленные агенты посылали ему модели и планы всех римских зданий и протоколы церемоний при папском дворе. На это уходили огромные суммы. Архитектурные проекты, из которых практически ни один не был доведен до конца, разорили некогда богатую страну. Выдающимся примером воплощения архитектурных амбиций короля может служить монастырь и дворец Мафра. Этот комплекс превосходит своими размерами Эскориал и сочетает в себе отдельные элементы архитектуры собора св. Петра, Сан Иньяццо и Палаццо де Монтечиторио Бернини. Строительство началось в 1717 году, но наружное убранство было завершено лишь к 1840-м годам. Во дворце никогда никто не жил. Реализовывал этот замысел архитектор из Южной Германии Иоганн Фридрих Людвиг (1670-1725). Это был мастер второго ряда, работавший в основном по римским образцам. Приблизительно в это же время создавался и другой проект. Предполагалось воздвигнуть резиденцию и церковь для патриарха, для чего в Лиссабон специально пригласили Филиппе Юварру. Однако этот замысел был воплощен в урезанном и измененном варианте. Сам Юварра покинул Лиссабон, пробыв там несколько месяцев, нарушив тем самым все соглашения. Королевская библиотека в Коймбру была закончена в 1728 году Людвигом, взявшим за основу придворную библиотеку в Вене. Вотивная церковь Менино де Деуш представляет интерес с точки зрения типологии: постройка, в плане образующая неправильный октагон, с пышным внутренним декором, в формировании образа которой задействованы все виды искусств. Самым захватывающим мероприятием стало перенесение из Рима в Лиссабон целой капеллы. Эта акция имела лишь одну цель — доставить Жоану V сооружение, освященное папой. Капелла по проекту Луиджи Ванвителли, действительно построенная в Риме Никколо Сальви и освященная Бенедиктом XIV, была разобрана на части, на кораблях перевезена из Италии и пристроена к церкви святого Роха в Лиссабоне в 1747 году. Здание, посвященное покровителю короля Иоанну Крестителю, было облицовано порфиром — редчайшим видом мрамора — и многочисленными полудрагоценными камнями. Убранство поражало своей роскошью. Архитектурные формы капеллы уже несут на себе черты раннего неоклассицизма.

Кроме вышеперечисленных сооружений, призванных прославлять монарха, при Жоане V было возведено и несколько общественных зданий. Король построил в Лиссабоне Акведук Агуа Либре в 1729-1748 годах. С помощью сети новых городских фонтанов он обеспечивал бесперебойное поступление воды. Акведук стал одним из наиболее значительных инженерных сооружений своего времени.

После 1725 года на севере Португалии вдали от придворной культуры развилась новая архитектурная школа. Ее основатель Никколо Назони (1691-1773), живописец родом из Сиены, который нашел свое истинное призвание, лишь приехав в Порту. Главное творение мастера — церковь Душ Клеригуш (строительство велось с 1732 года), эллиптическая в плане постройка с двойным лестничным маршем перед западным фасадом. С восточной стороны возвышается характерная колокольня, примыкающая к крылу госпиталя. При столь необычном архитектурном решении объема храма, оформление его фасада полностью ориентировано на монументальное искусство, развившееся при дворе Жоане V, гирляндами цветов, вазами, лентами, волютами, статуями, символами папской власти. Двухъярусный фасад с оконным проемом украшен и другими архитектурными деталями. Результатом явилась живописность общего впечатления, родственная праздничному убранству или театральной декорации. Стиль Назони, включающий в себя элементы итальянского рококо, приобрел чрезвычайную популярность, и в течение последующих десятилетий мастер постоянно получал новые заказы. В их числе фасад церкви Бон Жезуш вон Матазиноуш (закончена в 1748 году) и Паласио де Фрейксо — один из многочисленных позднебарочных загородных домов на севере Португалии и в долине Доуро.

Второй центр позднебарочной архитектуры сформировался в Браге. Архиепископ Дон Родригу де Моура Телеш (1704—1728) сыграл большую роль в развитии этого направления. Он не только расширил свой дворец, устроил фонтаны и создал новые площади в центре города, но и окружил его кольцом женских и мужских монастырей. Камара Мунисипаль (архитектор Андре Соареш) была построена в 1754 году. Ее фасад несет на себе элементы рокайльной декорации с изогнутыми линиями портала и обрамлений окон. Соареш (1720-1769) был членом братства святого Фомы Аквинского и в числе прочих своих сооружений воздвиг паломническую церковь в Фальперре (1753—1755), бенедиктинский монастырь в Тибаеше (1757-1760) и Каза до Райу в Браге (1754-1755). В этих памятниках позднебарочная избыточная орнаментация главенствует над архитектурной тектоникой.

Самым потрясающим произведением этой эпохи стало архитектурное и скульптурное оформление подъема к церкви Бон Жезуш да Монте. Обитель, которая с 1494 года располагалась на вершине холма неподалеку от Браги, в период правления Дона Родригу де Моура Телеша была превращена в так называемую "святую гору". Эта композиция представляет собой уникальный пример сочетания христианских и античных языческих мотивов. Подъем к храму, строительство которого было завершено лишь в XIX веке, символизирует собой крестный путь Христа. На верхних шести уровнях, соединенных лестничными маршами, в квадратных капеллах изображены сцены Страстей. Напротив капелл устроены фонтаны со статуями римских божеств. Ниже, в следующем ярусе, также украшенном скульптурой и фонтанами, аллегорическое изображение пяти чувств соединяется со сценками ветхозаветной истории. Евангельский путь души к Богу, человеческие чувства и искупительное действие воды стали центральными сюжетами этой иконографической программы, смысл которой и до наших дней остается весьма туманным. В Бразилии находится удивительное сооружение, повторяющее замысел Бон Жезуш да Монте. Речь идет о скульптурной композиции перед церковью в Конгоньяс ду Кампу — хотя здесь и отсутствует серия аллегорических изображений на лестницах. Этапы крестного пути в этих двух сооружениях обозначены приблизительно одинаково и призваны указывать направление как реального, так и идеального восхождения в райские сферы. Легендарный чернокожий архитектор и скульптор Алейжадинью из Минас Же- раис переложил португальскую модель на язык более популярных форм. Даже сегодня остается загадкой, как он узнал об ансамбле Бон Жезуш да Монте.

В северных областях Португалии существовали относительно стабильные социальные и экономические условия, способствовавшие развитию архитектуры. В то же время Лиссабон, где находилось правительство, поразили два сильнейших потрясения: смерть короля Жоана V и разрушительное землетрясение. Оба эти события произвели радикальные изменения, в частности, в сфере строительства. День 1 декабря 1755 года, когда две трети города лежало в руинах, а уцелевшие жители оплакивали 10 000 погибших, не просто обозначил конец ушедшей эпохи, но и стал началом необратимых перемен в истории колониальной державы. 0 последствиях этих изменений мы можем сказать лишь вкратце, поскольку они не имеют отношения к анализу барочной архитектуры, но сыграли решающую роль в эпоху Просвещения. Вместе с тем они тесно связаны с предыдущим периодом, а потому достойны рассмотрения. 0пустевшая государственная казна, ненависть к покойному королю — фанатику и расточителю, практически полное разрушение старого центра Лиссабона — все это создало идеальные условия для реализации новых, решительных, временами утопических социально-политических проектов.

Приход к власти министра Себастьяно де Карвальо, позднее известного как маркиз де Помбаль, ознаменовал собой начало новой эры как в градостроительстве, так и других областях. 0держимый идеей создания на месте нижней разрушенной части Лиссабона идеального города, Помбаль призвал на совет трех военных архитекторов — Мануела де Маиа (1680-1768), Карлуша Мардела (ум. в 1763) и Эуженио душ Сантуша (1711—1760). После обсуждения нескольких возможных решений они предложили совершенно новый план застройки опустошенного центра города. В основу его была положена система пересекающихся под прямым углом улиц. С двух сторон их фланкировали внушительные по масштабу площади — Террейру ду Паку, расположенная на месте бывшего королевского дворца, и площадь Россиу в верхней части старого города. В пределах этих границ городская застройка должна была быть абсолютно однородной, однотипной и функциональной. На протяжении XIX века эти требования стали определяющими в сфере градостроительства.

Кроме прогрессивных идей, реализация которых состоялась через несколько лет после смерти Жоана V, неизбежно продолжала существовать консервативная архитектурная традиция. Характерный пример — летняя резиденция Инфанты, строительство которой началось еще при жизни Жоана V и закончилось в Квелесе при Хо- зе I. Это настоящая жемчужина рокайльной архитектуры Португалии. Создатель комплекса Матеуш Висенте построил П-образный дворец, объемы которого сгруппированы вокруг его парадного двора. Его интерьеры были богато украшены лепным декором в стиле французского рококо, гобеленами и произведениями живописи. 0рганизация садов также несет на себе отпечаток утонченного вкуса эпохи Людовика XIV. Они были разбиты в 1758 году Жаном-Батистом Робийоном по проектам Ле Нотра. 0днако самая высокая точка парка — висячие сады, расположенные на наклонной площадке, — снова демонстрирует развитую систему аллегорических образов эпохи барокко. В 1779 году началось строительство базилики Сантиссиму Кораканьу де Жезуш ну Казаль де Эстрела, вотивной церкви, возведенной принцессой Доньей Марией в благодарность за рождение сына. Этот памятник наглядно иллюстрирует двойственную природу португальской архитектуры того времени. В плане церковь представляет римско-католический крест, она увенчана куполом, а ее фасад фланкирован двумя башнями. Таким образом, храм отчасти повторяет церковь в Мафре, но оформлен в духе позднего барокко и являет собой совершенный пример исполненного достоинства стиля эпохи правления Жоана V.