В развитии профессиональной архитектуры Индии можно отметить два этапа. Рубежом являются 60-е годы. Первое’ десятилетие характеризуется бурным ростом новых городов (их возникло в этот период больше, чем за пять предшествующих тысячелетий истории страны), а также стремлением к научно обоснованному размещению населенных пунктов и про- мышленных предприятий, планомерному развитию крупных комплексов, главным образом на основе государственных субсидий. С 60-х годов наблюдается спад темпов строительства новых городов и начинает проявляться тенденция к гипертрофированному росту старых городов-гигантов.
В крупнейший индустриальный и коммерческий центр Северной Индии выросла столица страны. Ее население с 1948 г. увеличилось в два с половиной раза, достигнув почти 3 млн. жителей. В этот период главными становятся проблемы организации городской среды и массового жилища. Таким образом, новое направление индийской архитектуры формировалось в различных условиях, отвечая на каждом этапе развития задачам своего времени.
До появления первых цементных и новых сталелитейных заводов в конце 50-х годов спрос на сталь и цемент страна в нужной мере удовлетворить не могла, но промышленные и уникальные гражданские сооружения, как правило, создавались из монолитного бетона. Применение технически сложных конструкций сдерживалось также из-за нехватки квалифицированных рабочих. Кроме того, избыток дешевой рабочей силы до сих пор делает невыгодным для предпринимателей индустриальные методы строительства.
В первые годы независимости в проектных организациях ведущее положение продолжали занимать английские архитекторы старой академической школы, часто к проектированию допускались дилетанты и инженеры-строители. Местные зодчие в период колониального господства Великобритании оказались оторванными от национальных традиций и вместе с тем изолированными от прогрессивных течений, развивающихся в других странах. Создать архитектуру, отвечающую растущим по
требностям страны, на уровне последних научно-технических достижений собственными немногочисленными и малоподготовленными кадрами было трудно. По настоянию Джавахарлала Неру к проектированию крупных объектов и новой столицы Пенджаба — Чандигарха — были привлечены Ле Корбюзье, А. Мейер и другие иностранные специалисты. Многие теперь уже известные зодчие Индии (Д. Бадж- пай, А. Канвинде, Дж. Мальхотра, Б. До- ши, X. Рехман и др.) специализировались за границей. Премьер-министр приветствовал новые идеи, проникающие в архитектуру страны, и гордился тем, что Индия превращалась в «экспериментальную лабораторию» творчества видных зодчих мира. Возрастающее с каждым годом вовлечение Индии в систему мирового хозяйства и укрепление ее внешних экономических и культурных связей вело, таким образом, к активному взаимодействию ее художественной и строительной культуры с культурой технически развитых стран.
Поставленная уже в первые же годы независимости задача создания современной национальной архитектуры трактовалась по-разному.
В архитектуре официальных, административных и культовых зданий превалировало тяготение к привычным образам старинных построек, что вело, как правило, к эклектике или откровенному ретроспективизму. Примером может служить архаичное и мало выразительное здание музея Сапара Джанга в Хайдарабаде (50-егоды).
О необычайной живучести ретроспективизма и эклектики, унаследованных еще с времен колонизации, свидетельствуют постройки 60-х годов. Например, здание Верховного суда в Нью-Дели повторяет формы неоклассицизма правительственных зданий, возведенных английским архитектором Бэйкером в том же Дели в 20-х годах XX в., а помпезные формы гостиницы «Ашока» в Нью-Дели или же построенного в том же духе здания муниципалитета в Бангалуре явно заимствованы из архитектуры памятников Индии различных эпох и стилей.
Эта тенденция отражает не только вкусы правящих классов и административно-чиновничьей верхушки. Желание во что бы то ни стало противопоставить западноевропейской архитектуре самобытность своей собственной культуры отвечает, однако, и настроениям более широких слоев населения.
Интересам крупных монополистов, тесно связанных с иностранным капиталом, отвечает космополитический характер архитектуры, который получают коммерческие здания. Они строятся обычно в виде многоэтажных башен с навесными стенами из стекла и пластика, оборудованные кондиционированием воздуха. Примером может служить законченное в 1969 г. в Хайдарабаде здание страховой компании «Хинду- стан-идеал» — 12-этажный параллелепипед из железобетона и стекла, а также 12-этажное здание Национального банка, законченное в 1970 г. по проекту ведущего калькуттского архитектора Н. Гупта.
Механическому повторению традиционных форм и национальных мотивов так же, как и слепому подражанию западным образцам, противостоит осознанное стремление к освоению собственного наследия на базе научно-технических достижений XX в.
50-е —60-е годы — время реализации первых пятилетних планов экономического развития Индии — отмечены бурным ростом промышленного строительства, в котором большую помощь Индии оказывает Советский Союз. С участием советских специалистов создан крупнейший металлургический комбинат Бхилаи, рядом с которым вырос новый город, спроектированный индийскими зодчими. Силами советских специалистов построен завод тяжелого машиностроения близ Ранчи в штате Бихар (1961—1963, арх. И. Щукин, гл. инженер проекта М. Храмой). Выстроен завод горно-шахтного оборудования в г. Дургапуре в штате Бенгалия (60-е годы, арх. С. Куприянов, гл. инж. Б. Лосев).