Городская среда как комплекс явлений, окружающих человека и вовлекающих его в определенное взаимодействие, все больше становится предметом изучения со стороны весьма различных групп специалистов. Эта тема привлекает психологов, социологов, дизайнеров, художников, архитекторов, и каждая профессия находит свой аспект рассмотрения проблемы. Причем сферы интересов различных специалистов во многом соприкасаются и переплетаются, что с одной стороны, приводит к взаимному обогащению, но с другой, — затрудняет четкое профессиональное размежевание.
Архитекторам из всего комплекса объектов, рассматриваемых в средовой проблематике, ближе всего два. Во-первых, архитектурно-пространственные реалии города в их связи с ландшафтом. Это наиболее статичная составляющая среды, которую можно условно назвать архитектурной средой или архитектурным слоем среды. Во-вторых, важен круг деятельностных характеристик, которые предопределяются архитектурными решениями в области функционального использования городских сооружений и пространств.
Деятельностные характеристики динамичнее архитектурных составляющих среды, они меняются в течение дня и на протяжении десятилетий, часто по-новому заполняя все те же городские структуры. Архитектор учитывает в своем творчестве только наиболее характерные виды деятельностного освоения архитектурной среды, наиболее стабильные для своего времени, для конкретного вида городских структур, для существующего или предполагаемого их использования.
Обращаясь к интересующему нас аспекту эстетического восприятия среды, следует остановиться на нескольких существенных вопросах.
Во-первых, какие составляющие среды должны стать предметом рассмотрения архитектора? Имеем ли мы право ограничиваться статическими, архитектурно-пространственными компонентами, являющимися традиционным объектом эстетического или, точнее, художественного композиционного анализа?
Во-вторых, на чем основывается эстетическое воздействие среды, какие ее качества должны рассматриваться в связи с заявленной темой?