Циклы, изображающие сцены из житий святых, были весьма обширными и представляли собой важный источник творческих тем для живописцев. В 1620-е годы Франсиско Сурбаран написал три большие серии такого рода по заказам церквей и монастырей:
два цикла для доминиканского ордена, посвященные жизнеописаниям св. Доминика и св. Бонавентуры, и один для ордена мерседарианцев, основанный на истории св. Педро Ноласко, канонизированного в 1628 году. Педро Ноласко, умерший в Барселоне в 1249 году, был основателем ордена мерседарианцев. Сурбаран получил заказ на создание двадцати двух картин большого формата; маловероятно, что работа была выполнена в полном объеме. На одном из полотен этого
цикла изображено видение св. Педро Ноласко распятого апостола Петра. Когда святой в течение многих дней молился, испрашивая позволение на свое паломничество к гробнице апостола Петра, ему внезапно явился сам апостол и сказал, что для христианина есть более важные дела, например, освобождение Иберийского по лу остро — ва от мавров.
Сурбаран помещает это видение в пространство, лишенное временных и предметных ориентиров. Справа стоит
коленопреклоненный Педро Ноласко и с закрытыми глазами, смиренно сложив руки и чуть наклонившись вперед, выслушивает повеление распятого апостола Петра. Последний, окутанный световым облаком, изображен художником так, что, будучи прикреплен к перевернутому кресту, он смотрит прямо в лицо св. Педро Ноласко. Сурбаран вводит в свою картину реалистическое измерение, избегая противопоставления земной и небесной сфер.
В этот период среди изображений святых особое место занимают полотна, выполненные в манере портретной живописи. Придавая святым мученицам сходство с придворными дамами, Сурбаран создал собственный тип изображения. Для монастыря в Лиме художник написал двадцать четыре картины, представляющие "Стоящих Дев" (ныне утраченные) однако, по- видимому, они были созданы в одном стиле со "Св. Маргаритой" (1635-1640).
Сурбаран представляет зрителю святую мученицу в полный рост, в пастушеском платье и с Библией в руке. Нимб, указывающий на ее святость, отсутствует. Св. Маргарита, дева из Антиохии, отказалась, будучи христианкой, стать женой префекта Олиб- рия, и от нее отрекся отец, оставшийся язычником. Во время преследования христиан при Диоклетиане она перенесла жестокие пытки и затем была обезглавлена. Платье пастушки говорит о ее детстве, проведенном в деревне, а простершийся у ее ног дракон напоминает о чудовище, из пасти которого она вышла невредимой.
Полотно написано в манере Караваджо, с жесткими контурами и резкими контрастами светотени, в результате чего оно обретает сходство со скульптурой и производит впечатляющий эффект.
Б своих многочисленных полотнах на религиозные темы Мурильо также нередко отказывается от изображения границы между земным и небесным царством. Написанные им святые всегда отличаются добротой и сочувствием к людским нуждам. Его подход к религиозным темам ясно виден на примере одной из его ранних работ — "Святое семейство с птицей". В темной, слабоосвещенной комнате сидит за прялкой Дева Мария и с любовью смотрит на Дитя, играющее с собакой, держа в правой руке птицу. Для раннего периода творчества художника характерна мощная лепка фигур с помощью энергичной светотени. На святость изображенных людей нет ни единого намека. Мурильо явно увлекся изображением эмоционального настроя персонажей — родительской любви, нежности и гордости. Следует отметить, что фигура св. Иосифа помещена ближе к центру картины, чем Мария. Это отражает новую оценку Иосифа, принятую в результате реформ Тридентского собора.
Несколько полотен Мурильо посвящены житию св. Фомы из Вильянуэвы (1488-1555), одному из важнейших испанских святых эпохи Контрреформации, наряду со св. Терезой Авиль- ской и св. Игнатием Аойолой. Мурильо написал эту картину вместе с парной к ней "Св. Фома-ребенок раздает свою одежду" для алтаря часовни св. Фомы в церкви монастыря августинцев в Севилье. По мастерству композиции и живописной техники картина "Св. Фома из Вильянуэвы исцеляет калеку" принадлежит к числу шедевров Мурильо.
Сцена изображает милосердие святого, его любовь к ближним, которой он отличался с самого детства. Фома был придворным священником Карла V, а в 1544 году стал архиепископом Севильи. Как повествуют "Деяния святых", св. Фома распорядился, чтобы каждый день во дворе архиепископского дворца в Валенсии беднякам раздавали пищу. Когда однажды он увидел хромого калеку, идущего на костылях, он подозвал его к себе и спросил, в чем тот нуждается. Калека ответил, что он был портным, чинившим одежду, и что самое его заветное
желание — снова вернуться к своему ремеслу, которое ему пришлось оставить из-за недуга. Святой осенил калеку крестом и велел ему идти работать. Исцеленный портной подхватил костыли и побежал вниз по ступенькам дворца, сгорая от нетерпения вновь вернуться к своей прежней жизни.
Иллюстрируя это событие, Мурильо прибегает к приему, широко распространенному в средние века: он изображает одновременно две сцены, отказываясь таким образом от единства места и времени — принципа, обычно соблюдавшегося в XVII столетии. На переднем плане изображена сцена исцеления калеки. В присутствии двух учеников св. Фома возносит крест над стоящим перед ним на коленях мужчиной. В отдалении, на другом уровне, изображен святой, кормящий бедняков у архиепископского дворца, а калека, уже счастливо исцеленный, бежит вниз по ступенькам без костылей.
Контраст между монументальным передним планом, написанным темными, мрачными тонами, со сверхъестественно высоким святым в черном одеянии, и радостной сценой на заднем плане, с ее яркими, сияющими красками, свидетельствует о выдающемся колористическом таланте художника.
Мурильо работал вместе с Вальдесом Леалем над несколькими картинами для церкви при госпитале Ла Каридад в Севилье.
Вальдес Леаль создал два парных аллегорических полотна — "В мгновение ока" и "Конец земной славы"; они основаны на концепции vanitas (суета сует), говорящей об иллюзорности и преходящей природе всех земных вещей.
Госпиталь основал богатый севильский купец Мигель де Маньяра, вступивший в братство Каридад после смерти жены и давший обет делать добрые дела и заботиться о бедных и больных.
Благотворительность — единственная надежда на спасение от вечного проклятия. Такова тема картин Вальдеса Леаля. На первом полотне смерть показана как разрушитель всего, что человеческие существа накапливают за свою земную жизнь — знаний, должностей, славы и богатства. Смерть появляется в виде скелета, гасит свет жизни и останавливает ход времени. Даже власть и ученость бессильны пред ликом смерти.
На второй картине изображен склеп, полный мертвых тел в различной стадии разложения; особенно
примечательны лежащие на переднем плане останки епископа и рыцаря ордена Калатравы. Наверху рука Христа держит весы. В одной чаше видны аллегории семи смертных грехов, а в другой символы христианской веры: милосердие, молитва и покаяние. Обе аллегории напоминают зрителю, что смерть уносит всех без разбора, пред нею все равны, и что хорошие и плохие поступки будут бесстрастно взвешены на Страшном суде.