Нью-Йорк

Здесь заметим, что последующий период Возрождения не принес большинству городов Европы заметных изменений в планировочной структуре или в типологии застройки. Но зато получил распространение иной, более богатый характер декора и большее разнообразие городских малых форм. Иными словами, обогатился интерьер улиц и площадей.

Во внешнем убранстве зданий появились разные каменные порталы, деревянный каркас фахверков также украсился резьбой. Стала применяться наружная роспись стен. Такие ренессансные здания могли соседствовать со старыми готическими, причем сохранявшаяся типологическая общность связывала их в органичный, целостный фронт застройки.

Ренессанс (а затем и барокко) ввели в город скульптурные монументы, колонны, которые вместе с колодцами и фонтанами (изменившими характер своего убранства) пластически обогащали городские центры. Они усилили ту камерность, детализованность среды, которая складывалась уже в средние века. Можно сказать, что усилилась населенность среды, поскольку к встречавшимся изредка в готической жилой застройке статуям прибавились довольно многочисленные скульптурные изображения в декоре зданий, в монументах, в оформлении водоемов.

При чрезвычайно высокой плотности застройки природный ландшафт из интерьера города был фактически изгнан. Даже изменения рельефа становятся в этих условиях малозаметными. Но при этом весь город в целом был в непосредственном контакте с природой. Он вписывался в естественный ландшафт и одновременно четко противопоставлялся ему.

В процессе движения по городу искривленность трасс улиц приводила к смене картин, подобно тому, как мы это видели и в русском городе. Но при более компактном городе улицы короче и поэтому меньше существенно различающихся кадров. Причем далеко не во всех кадрах доминирующее положение занимает какой-то вертикальный объект. Это компенсируется разнообразием в нюансах, оттенках картин, порожденных особенностями декора, наличием отдельных малых форм. Господствующее положение рядовой застройки в формировании большей части внутриуличных пространств — характерная черта готического города.