Когда смотришь, стоя у Большого фонтана, на фасад Сан-Суси, взгляд поднимается по шести знаменитым террасам дворцового комплекса. Создается впечатление, что дворец находится на верхних скамейках древнегреческого театра, а его будущие посетители пока стоят на сцене.
Говорят, что живописный холм, на котором стоит дворец, привлек внимание Фридриха II (1712-1786) еще в 1743 г. Он располагался недалеко от Берлина, и король Пруссии решил, что именно здесь будет находиться его загородная резиденция, в стенах которой он сможет отдыхать от государственных дел, занимаясь философией и музыкой.
Вероятно, тогда у него и родилось название будущего дворца — Сан-Суси, в переводе с французского «без забот».
Вскоре здесь, под Потсдамом были разбиты террасы, на которых высадили завезенную из Испании и Франции виноградную лозу. В апреле 1745 г. на Верхней террасе заложили фундамент дворца. Фридрих сам делал наброски для его плана. Воплощал в жизнь его идеи немецкий архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699-1753). Через три года строительство было завершено.
Архитектурным акцентом дворца стал возвышающийся над его крышей купол. Любопытно, что в центре купола находится круглое отверстие — явный намек на знаменитое «око» римского Пантеона.
Под куполом находится главный Мраморный зал дворца. Фасад украсили двойные коринфские колонны и двенадцать высоких застекленных дверей. К парадному входу вел широкий двор, окруженный колоннадой. Дворец в стиле так называемого «потсдамского рококо» окружает парк, в котором можно найти изящные садовые павильоны, увитые растениями беседки, скульптуры.
Не случайно немцы называют Сан-Суси «прусским Версалем». Фридрих II был просвещенным монархом — развлекал своих гостей в Сан-Суси игрой на флейте, вводил в Германии культуру выращивания картофеля. В память об этих сторонах жизни монарха перед дворцом всегда играет флейтист, а на могиле Фридриха всегда лежат клубни картофеля.
Первыми постройками в Сан-Суси были не здания, а застекленные теплицы с экзотическими растениями. В1851 г. западнее дворца по проекту Людвига Перзиуса (1803-1845) началось строительство огромной каменной Оранжереи.
Фактически это был маленький дворец с жилыми комнатами. Его фасад, украшенный двумя башнями и крытой галереей между ними, вытянулся на 300 м.
Сан-Суси — это не только архитектура. Дворец и окружающий его парк немыслим без множества скульптур на античные темы. Для украшения Большого фонтана их выполняли французские мастера, в том числе Жан Пигаль (1714-1785).
Глядя на их работы, узнаешь знакомых персонажей — Аполлона, Диану, Венеру… Рядом четыре фигуры, олицетворяющие стихии: Огонь, Воду, Землю и Воздух. Фасад дворца украшен 36 скульпторами работы Ф.Х. Глуме (1714-1752).