Самым красивым архитектурным ансамблем в Вене, построенным в стиле барокко и рококо, является дворец Бельведер.
Он был построен для принца Евгения Савойского, принадлежавшего к славному герцогскому роду, некоторые представители которого были королями Сардинии и Сицилии.
Евгений появился на свет во Франции в 1663 г. Ходили слухи, что он был внебрачным сыном самого Людовика XIV. Эти сплетни мешали делать карьеру, и Евгений перебрался в Австрию, где в то время шла активная борьба за освобождение от турецкой зависимости.
Здесь-то и проявились его военные таланты. Он начал простым волонтером, но уже после первых стычек с неприятелем сам император Леопольд I за проявленную доблесть дал под его командование полк. В 29 лет Евгений стал фельдмаршалом, а с 1703 г. был председателем военного и тайного советов Австрии.
Полководческим триумфом для Евгения стала Австро-Турецкая война 1716-1718 гг, когда войска под его командованием заняли Белград. Эта кампания была не последней в жизни Евгения Савойского. Когда ему уже было за семьдесят, он принял участие в войне за Польское наследство.
Скончался полководец в 1736 г. и был похоронен в Вене. Жители Австрии помнят о роли своего полководца в борьбе с турецкой агрессией. Конный памятник Евгению стоит на венской Площади Героев.
Архитектурным шедевром Иоганна Хильдебрандта стал Верхний Бельведер, который Евгений Савойский сделал своей главной резиденцией, фасад здания украшен центральным ризалитом.
На крыше установлены скульптуры. Угловые павильоны дворца словно намекают на башни старинных французских замков. Жилые комнаты австрийского фельдмаршала находились в здании Нижнего Бельведера. Своим парадным въездом он выходит на дорогу, ведущую к центру города.
Въездные ворота фланкированы двумя павильонами, которые своими фасадами ограничивают пространство «почетного двора». Дворцовый парк, ведущий к Верхнему дворцу, вытянулся на полкилометра. Его проектировал французский архитектор Доминик Жирар, который, кстати, работал и над парком Версаля.
Внутреннее убранство замка удивляет своим богатством. Стенные росписи, мрамор, гипсовая лепнина, роскошные плафоны, фрески с мифологическими сюжетами — все здесь намекает на роскошь настоящего королевского дворца.
Особо обращает на себя внимание так называемый Золотой кабинет; он находится в северо-западном крыле Верхнего дворца. Название достаточно точно отражает впечатление от этого зала. Он буквально сияет золотом и белизной,
В зале находится несколько изваяний, среди которых конная статуя Евгения Савойского. Она была выполнена в 1862 г. австрийским скульптором Антоном Домиником Фернкорном (1813 1878), который, как и строитель дворца Иоганн фон Хияьдебрандт, был большим поклонником стиля барокко.
За зданием Верхнего Бельведера расположен достаточно большой водоем. Он имеет форму немного искаженного эллипса и расположен так, чтобы практически весь фасад здания мог отражаться в воде. Эта особенность венского Бельведера заставляет вспомнить многие французские дворцы и виллы включая Версаль и замок Во-ле-Виконт, Вокруг водоема — образцы топиарного искусства: на лужайках можно увидеть зеленые шары и конусы. За водоемом на ходятся ажурные ворота, украшенные фигурами львов, которые держат в своих лапах гербы Австри.
Главный, центральный зал Верхнего дворца назван Мраморным благодаря красивой облицовке. Он занимает два этажа и объединяет своим внушительным объемом две анфилады дворца. Не менее интересен Зеркальный кабинет.
В соответствии с его названием он украшен множеством зеркал, которые создают у находящихся в нем людей любопытные пространственные иллюзии. Любопытные впечатления дает также зал Гротесков. Его стены и потолок настолько плотно покрыты затейливым орнаментом, что теряется ощущение привычных плоскостей, пересекающихся лод прямыми углами.
Однако, вернемся к Бельведеру. Военная карьера Евгения позволила нажить ему солидные средства. На них он еще в 1698 г. начал приобретать земельные участки на склоне холма, спускавшегося к городу. Позже именно на этом месте и стал возводиться под Веной его шикарный особняк, фактически дворец.
Работы начались в 1714 г.; к этому времени часть холма была превращена в регулярный парк, разбитый на французский манер. Главным архитектором дворца стал Иоганн Лукас фон Хильдебрандт (1668-1745). Он был учеником известного итальянского зодчего Карло Фонтана. С принцем Евгением Хильдебрандт познакомился еще в конце XVII в., будучи военным инженером. Возможно, не без протекции Евгения Хильдебрандт вскоре перебрался в Вену, где стал получать заказы на архитектурные проекты.
Барокко было коньком Иоганна, и венский Бельведер стал лучшим воплощением его талантов в этой области зодчества. Впрочем, Бельведером этот дворцово-парковый ансамбль Вены стали называть уже после кончины архитектора.
В планировке комплекса чувствуется влияние французских и итальянских образцов, которые Хильдебрандт хорошо изучил еще во времена ученичества у Фонтана. Не случайно австрийцы называют венский Бельведер своим «маленьким Версалем». Однако Хильдебрандта трудно упрекнуть в слепом копировании.
Дворец, построенный им для первого вельможи и генералиссимуса страны, отличают вполне самобытные черты, которые проявляются и в деталях, и в общей планировке всего архитектурного комплекса. Он состоит из двух главных зданий — Верхнего и Нижнего. Они не повторяют друг друга, и в то же время между зданиями существует определенное единство.
От Нижнего Бельведера (он был построен ранее) до Верхнего (его строительство завершилось в 1723 г.) ведет широкая аллея. Она украшена многочисленными скульптурами, небольшими бассейнами и живыми изгородями. Нижнее здание занимает как бы подчиненное положение по отношению к Верхнему, своеобразным образом готовит посетителя к встрече с ним.
Когда стоя у Нижнего одноэтажного дворца вглядываешься в перспективу длинной аллеи, фасад стоящего на холме Верхнего дворца слегка размыт благодаря воздушной дымке. Впечатление от доминирования Верхнего дворца в общем архитектурном комплексе Бельведера подчеркивается и ступенями террас, по которым к нему следует подниматься. С высоты холма Нижний дворец Бельведера кажется совсем скромным садовым павильоном.
По сравнению с французским Версалем венский Бельведер не производит впечатления гигантского размаха. Здесь все соизмеримо человеческим меркам и найдена верная пропорция парадного величия и непринужденной простоты.
Парадный въезд в здание верхнего бельведера украшен двумя статуями укрощающих коней Диоскуров и двумя статуями Сфинксов. В наши дни залы здания отданы под музей ные экспозиции. Здесь находится коллекции Австрийской галереи XIX-XX вв. Туристов при влекают сюда полотна Густава Климта, Оскара Кокошки и других известных художников- модернистов первой половины XX в.
Украшением парка является так называемый Китайский чайный домик, построенный в стиле рококо Иоганном Готфридом Бюрингом по эскизам самого Фридриха II.