Бурное развитие технологий на рубеже ХХ-ХХI столетий оставило свой след во всех без исключения сферах человеческой жизни, в том числе — в искусстве. Но, как оказалось, никакие передовые технологии не способны заменить человеку магию природы. И после рабочей недели, проведенной в оборудованном по последним технологиям помещении, мы с радостью отключаем компьютеры и телефоны, чтобы насладиться общением с природой.
Природа всегда актуальна — и именно поэтому рядом с функционализмом, хай-теком и конструктивизмом возникает так называемая органическая архитектура, или бионика.
Бионика — это наука, находящаяся на стыке биологии и техники. Органическая архитектура решает задачи инженерии на основе знаний о живых организмах.
Суть органики легче уяснить, если вспомнить идеи Леонардо да Винчи о летающем аппарате с крыльями, как у птиц.
Первой ласточкой стиля стало творчество Антонио Гауди, показавшего «природу, застывшую в камне». Идеи Гауди популяризовал Рудольф Штайнер Гетеанум, после чего органика стала популярна во всем мире.
Здание Оперы в Сиднее — органическая архитектура
Первым впечатлением от органической архитектуры является изумление: правильных геометрических форм здесь не найти. Пластичные стены напоминают мембраны живых организмов. Считают, что именно органический стиль архитектуры уравновешивает симметрию и асимметрию, камерность и открытость, постоянство и перемены. Архитектура следует законам природы. Формы в большинстве своем неправильные, динамические. Каждая архитектурная форма, как растение, развивается по собственным законам.
Гениальный представитель органики Кен Келло подчеркивает связь архитектуры с землей. «Коробчатые» формы, словно вырезанные из картона, чужды земле. Здания должны быть подобны шелку, мягко покрывающему поверхность земли. Цель архитектора — умело, естественно вписать сооружение в ландшафт.
Прекрасными примерами органической архитектуры можно считать здание NMB Bank в Нидерландах, дом «Кипарис» в Шанхае, здание Сиднейской оперы в Монреале, небоскреб SONY в Японии, дом «Дельфин» в России и многие другие.