Природа была самым большим источником вдохновения для архитектуры на протяжении всей истории, и каждая эпоха находит свой способ реагировать и адаптироваться к природе, сохраняя при этом гуманистическую идентичность и эффективность структуры. Одним из современных подходов, на который повлияла природа, является биоморфная архитектура. Это современный архитектурный стиль, который использует идею использования естественных форм и узоров в архитектуре. Биоморфизм направлен на превращение естественно органических форм в функциональные структуры. Его также называют биоорганической архитектурой, суть которой заключается в работах ведущих деятелей движения в стиле модерн.
Итак, вот 10 примеров биоморфной архитектуры со всего мира.
1. Саграда Фамилия
Место: Барселона, Испания.
Архитектор: Антонио Гауди.
Год: 1882 Начало строительства, незаконченное до сих пор.
Это большая римско-католическая базилика, сочетающая готические и криволинейные формы в стиле модерн. В церкви есть много особенностей, вдохновленных природой. Для одного из фасадов («Фасад Страстей») характерно использование голого камня с резными жесткими прямыми линиями, напоминающими кости скелета. Даже во внутренней структуре разветвляющиеся колонны в нефе призваны имитировать форму деревьев и ветвей.
2. Храм Лотоса
Место: Дели, Индия.
Архитектор: Фариборз Сахба.
Год: 1986.
Храм Лотоса — Дом поклонения бахаи. Он выделяется среди всех других мест поклонения бахаи своей культовой формой. Структура состоит из 27 отдельно стоящих облицованных мрамором лепестков. Они расположены группами по три, которые образуют девять сторон внешней оболочки храма. Девять дверей ведут в центральный зал, вмещающий до 1300 человек.
3. Центр полетов TWA
Место: Нью-Йорк, США.
Архитектор: Ээро Сааринен и партнеры.
Год: 1962 г. Работает как терминал и 2019 г. Открыт как отель.
Это терминал аэропорта и гостиничный комплекс в международном аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке (JFK). Его форма вдохновлена крыльями птицы. Конструкция крыши состоит из 4 корпусов: двух боковых, наклоненных вверх, и двух других меньших, наклоненных вниз к задней и передней части терминала. Сааринен хотел, чтобы сооружение было символом, изображающим ощущение полета.
4. Пекинский национальный стадион
Место: Пекин, Китай.
Архитектор: Herzog & de Meuron, Arup Sport, China Architectural Design & Research Group
Год: 2008.
Стадион был спроектирован для проведения летних Олимпийских и Паралимпийских игр 2008 года и должен был снова использоваться в 2022 году. Он широко известен как «Птичье гнездо». Первоначально дизайн был вдохновлен изучением китайской керамики с использованием стальных балок, скрывающих опоры светового люка на крыше, что придает стадиону его нынешний характерный вид. Стадион может вместить более 80 000 человек.
5. Ботанический сад Оркидеорама
Местонахождение: Медельин, Колумбия.
Архитектор: Plan B Arquitectos + JPRCR Arquitectos.
Год: 2006.
Структура охватывает связь между архитектурой и живыми организмами в природе. Проект ориентирован на биоморфную архитектуру как в микро-, так и в макромасштабе. Микромасштаб воспринимается как материальная организация сотовой структуры. Это позволяет структуре расти модуль за модулем. Макромасштаб побеждается, предоставляя посетителям явление окружающей среды через ощущение протяженности леса. Он построен в виде полого ствола с верхней шестиугольной формой для затенения. Структура смешивается, не делая различия между естественным и искусственным.
6. Станция метро Иидабаси
Место: Токио, Япония.
Архитектор: Макото Сей Ватанабэ.
Год: 2000.
Станция Иидабаси является важной пересадочной железнодорожной станцией. Он простирается через токийские районы Тиёда, Синдзюку и Бункё. Структура фасада и внутренних пространств имитирует живые растения. Здание ведет себя как растение, в котором семя внедряется в почву, символизируя пространство под землей, и когда оно попадает на поверхность земли, оно расцветает, как цветок, образуя то, что называется КРЫЛОМ. WING действует как вентиляционная башня, в которой установлено все вентиляционное и кондиционирующее оборудование станции. Потолок покрыт «паутинными рамами», представляющими собой стальные трубы, окрашенные флуоресцентно-зеленым цветом для освещения. Он служит дыхательной системой для пространства под землей.
7. Аква Башня
Место: Чикаго, США.
Архитектор: Gang Studio.
Год: 2009.
Здесь есть гостиница, офисы, сдаваемые в аренду квартиры, кондоминиумы и парковка. Помимо одной из самых больших зеленых крыш в Чикаго, Aqua подчеркивает связь между людьми и городом. Черпая вдохновение из полосатых обнажений известняка, которые являются традиционной особенностью района Великих озер. Фасад соответственно колеблется внутрь и наружу. Плиты перекрытия по всей высоте башни простираются по-разному в зависимости от использования, вида и солнечного света, создавая волнообразную и скульптурную возвышенность. Тем не менее, фасад башни обеспечивает максимальное затенение от солнечных лучей за счет этих расширений террасы.
8. Универмаг Selfridges
Место: Бирмингем, Великобритания.
Архитектор: Future Systems.
Год: 2003.
Отличный пример биоморфизма и инновационной и превосходной архитектуры. С момента открытия он ежегодно входит в список 100 лучших магазинов мира, которые стоит посетить по версии журнала Retail Week. Его обвязка, органическая, луковичная форма приподнята над улицей и покрыта алюминиевыми дисками, установленными поверх синего задника. На несколько уровней выше к зданию примыкает языковой пешеходный мост, который соединяется с прилегающей структурой парковки.
9. Художественный музей Милуоки
Местонахождение: Милуоки, США.
Архитектор: Сантьяго Калатрава.
Год: 2001.
Это военный мемориал с видом на озеро Мичиган. Два нижних этажа отведены под художественную галерею, в которой хранится более 25 000 произведений искусства от античности до наших дней. Калатрава предложил павильонную конструкцию на той же оси, что и Висконсин-авеню, которая является главной улицей в центре Милуоки. Павильон Квадраччи содержит кинетическую структуру, похожую на крыло бриз-солей, которая раскрывается и закрывается, как крылья огромной птицы. Стеклянно-стальная конструкция возвышается над огромной бетонной кольцевой балкой, которая служит отличным входом в музей без прерывания колонн.
10. Полушарие Сантьяго Калатравы | Биоморфизм
Местонахождение: Валенсия, Испания.
Архитектор: Сантьяго Калатрава.
Год: 1998.
Это кинотеатр IMAX, планетарий и лазериум. Он также популярен как «Око знания». Это полушарие, напоминающее гигантский глаз. Структура изображает форму века, которое открывается для доступа к окружающему бассейну с водой. Нижняя часть бассейна стеклянная, поэтому ночью полусфера отражается в воде, образуя цельный глаз. Прозрачная крыша поддерживается бетонными арками, связывающими всю конструкцию воедино.