Середина XX в. стала временем крушения господства колонизаторов в Юго-Восточной Азии. После первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции усилилось национально-освободительное движение в колониальных странах Азии, Африки и Америки. Однако только после второй мировой войны создались условия, позволившие народам стран Юго-Восточной Азии завоевать независимость и начать строительство собственной государственности. Тем не менее этот район земного шара еще остается одним из самых опасных очагов международной напряженности. В некоторых из стран, формально независимых, империалистам удалось сохранить политическое и экономическое господство, использовать эти страны в качестве плацдарма для экспансии в нейтральные государства. Американские неоколониалисты не остановились перед прямей агрессией, развязав во Вьетнаме самую опустошительную из войн, длящихся уже второе столетие на территории этого многострадального, но не покоренного государства. Жертвами американской агрессии стали Камбоджа и Лаос.
Развитие культуры и архитектуры Юго- Восточной Азии в XX в. можно разделить на два периода. Между первой и второй мировыми войнами в последние два десятилетия безраздельного господства колонизаторов в Юго-Восточной Азии продолжался период насильственной европеизации культуры и искусства Юго-Восточной Азии. Начало второго периода совпадает с окончанием второй мировой войны и освобождением ряда стран от колониальной зависимости. Характерную черту развития архитектуры этого периода, продолжающегося и в наши дни, составляет тенденция к возрождению национальных культур, сочетающаяся с использованием достижений более развитых стран.
Архитектура стран Юго-Восточной Азии 1918—1945 гг. Интенсивное строительство в административных центрах колониальных стран Юго-Восточной Азии, развернувшееся на рубеже XIX и XX вв., продолжалось на протяжении всей первой половины XX в. Усиление эксплуатации природных богатств азиатских колоний вызвало приток капиталов, рост населения административных центров.
К началу второй мировой войны число жителей Бангкока, Рангуна и Джакарты (до 1949 г. — Батавия) достигло 500 тыс. человек. Население Сингапура выросло до 800 с лишним тысяч. Быстро росли и другие города Юго-Восточной Азии. Территории колониальных городов, предусмотренные генеральными планами, составленными во второй половине XIX в., оказались недостаточными. Вокруг них стихийно возникали новые районы, разбитые обычно на прямоугольные кварталы, где сосредоточивались жилища местного населения. Новые районы были мало благоустроены, почти без зелени, с одно-двухэтажной застройкой высокой плотности. Стихийно росли и жилые районы европейцев, застроенные особняками и виллами. Основная масса капитального строительства концентрировалась в старых центральных районах городов. Здесь возникали многочисленные здания банков, контор, административных учреждений.
Наряду с существовавшими ранее типами общественных зданий в первой половине XX в. в городах Юго-Восточной Азии начали строиться высшие учебные заведения, больницы, муниципальные здания, крупные торговые сооружения. Появление новых типов построек было связано с расширением эксплуатации колониальных стран. Необходимость готовить чиновников и средний технический персонал для развивающейся колониальной администрации обусловила строительство учебных заведений. В 1907 г. был открыт университет в Ханое, в 1917 г. — в Бангкоке, в 1920 — в Рангуне. Высшие учебные заведения появились и в других странах Юго-Восточной Азии. Правда, «высшими» они были только по названию, так как уровень подготовки соответствовал там уровню средних специальных учебных заведений в европейских странах. Строительство муниципальных зданий и больничное строительство носило ограниченный характер. Квалифицированной медицинской помощью могли пользоваться лишь хорошо обеспеченные люди и чиновники, состоявшие на службе у колонизаторов.
Застройка городов Юго-Восточной Азии велась в первой половине XX в. хаотично и бессистемно. Увеличение плотности застройки и повышение этажности зданий в центральной части городов были характерными явлениями для этого времени. В архитектуре господствовало подражание западноевропейским эклектическим стилям начала XX в. Архитекторы строили здания в соответствии с провинциальной модой и вкусами требовательных, но не отличавшихся широтой эстетических взглядов заказчиков. Поэтому здесь не были построены ни один ансамбль, ни одно здание, которые вышли бы за рамки ординарных, малозначительных архитектурных произведений.
Характер жилищ европейского типа оставался почти таким же, каким он был в конце XIX — начале XX вв. (обзор его дан в соответствующей главе т. 10 ВИА). Менялись «стили» вилл, повышалась до 3—5 этажей застройка центральной части городов, несколько больший удельный вес стали занимать доходные дома с квартирами в одном уровне. К 40-м годам сформировался сохранившийся до нашего времени типичный облик центральной деловой части тропического колониального города, характерный для всей Юго-Восточной Азии. Здесь господствуют улицы со сплошным фронтом застройки. Фасады домов покрыты балконами и галереями. Первые этажи заняты лавками, ресторанчиками, конторами. В ткань застройки вкраплены небольшие гостиницы, кинотеатры, мастерские бытового обслуживания. Изредка сплошная цепь застройки прерывается площадями с храмами, базарами или крупными общественными зданиями. Улица Сангкак в Пномпене дает убедительное представление о характере застройки деловой части колониального центра Юго-Восточной Азии.
Проектной практикой на дальних окраинах колониальных империй занимались главным образом архитекторы, не сумевшие найти себе применение в метрополии. Имена авторов даже крупных зданий, как правило, не публиковались. Они сохранились лишь в архивах строительных фирм и иногда в памяти людей, работавших в этих фирмах. Поэтому в некоторых случаях авторов не удалось установить. Безымянными остаются порой не только отдельные здания, но и крупные комплексы.
Среди новых типов зданий, получивших распространение в крупных городах Юго- Восточной Азии с первой половины XX в., выделяются крытые здания рынков. Самыми большими и представительными явились рынок Скотта (ныне рынок имени Аун Сана) в Рангуне, занявший территорию около 4 га (1926, архитекторы Пальмер и Торнер) и рынок в Пномпене, расположенный на центральной площади города (1936, арх. Десбух;).
Рангунский рынок представляет собой группу кирпичных зданий. Центральные залы, перекрытые стальными фермами, окружены кольцом одно- и двухэтажных лавочек, объединенных открытыми галереями. Рынок построен в эклектическом «новоклассическом» стиле. Здание в Пном-Пене принадлежит к другому направлению. Рынок имеет в плане форму равноконечного креста. Перекрытия выполнены из железобетона. Центральный купол диаметром в 45 м} величественный и внушительный внутри, решен снаружи в дробных и маловыразительных формах.
Примером крупного комплекса этого периода может служить Рангунский университет, построенный в 30-х годах. Университет занимает обширную территорию на берегу озера Инья, на бывшей окраине Рангуна. По сторонам главной оси комплекса находятся библиотека, церковь, здания основных факультетов и общежитий. Ось замыкается зданием актового зала. Архитектурный облик университетских зданий маловыразителен, несмотря на стремление авторов к подчеркнутой репрезентативности.
Строительство величественных зданий. колониальной администрации выступало в резком контрасте с районами расселения городской бедноты. Промежуток между двумя мировыми войнами был особенно характерен ростом самых неприглядных трущоб в городах Юго-Восточной Азии.
Жилые районы ремесленников, промышленных и портовых рабочих, лишенные элементарного благоустройства, с высокой плотностью хаотичной застройки еще продолжают оставаться бичом ряда городов и в наше время.
Богатейшее архитектурное наследие Юго-Восточной Азии не могло остаться незамеченным европейскими архитекторами, археологами, историками, побывавшими или работавшими там. Первая половина XX в. была временем пробуждения и роста интереса западных исследователей к великим культурам Востока. Изучение памятников искусства и архитектуры Индокитая и Малайского архипелага имело следствием ряд публикаций «открытых» для европейцев художественных ценностей. В области архитектурного творчества появились попытки внести элементы национальной архитектуры отдельных стран в композицию современных зданий.
В конце 20-х — начале 30-х годов в странах Юго-Восточной Азии появились первые национальные архитекторы, получившие высшее архитектурное образование в Европе. Их были единицы, основное направление их творчества лежало в русле европейской архитектуры, но именно перед ними возникла еще неясная в то время проблема создания национального зодчества. Первые робкие попытки разрешить эту проблему шли по чисто формальному пути копирования некоторых характерных элементов национальной архитектуры прошлого в строительстве контор, вокзалов, муниципалитетов и других зданий.
Попытки использовать элементы традиционного зодчества в современных постройках делали и некоторые европейские архитекторы, работавшие в. Юго-Восточной Азии. Однако трудно назвать эти попытки успешными. Примеры таких сооружений, как здание городского муниципалитета в Рангуне (1930—1937, арх. У Тин;), Национального музея в Пном-Пене (1917, арх. Гролье;) показывают, что стремление придать национальные черты постройкам современного типа выливалось в механическое копирование деталей архитектурного декора прошлых эпох. Детали и орнаменты, заимствованные из культового зодчества, накладывались на здания с современным решением планов и современными конструкциями из стали и железобетона.
По сути дела, постройки с элементами национального декора принадлежали к тому же эклектическому направлению архитектурного творчества, к которому относились и другие здания этого периода, выдержанные в стиле неоклассики или в других стилях.
Архитектура стран Юго-Восточной Азии после 1945 г. Завоевание политической независимости было лишь первым шагом на новых путях развития стран Юго-Восточной Азии. Более двадцати лет этот район мира продолжает оставаться ареной непрерывной борьбы прогрессивных сил с силами реакции. Сложная политическая и экономическая обстановка не может не сказываться на развитии строительства и архитектуры. Коренные различия в государственном устройстве, в уровне и характере социального и экономического развития обусловили и значительную разницу направлений строительной и архитектурной деятельности в странах Юго-Восточной Азии.
Демократическая Республика Вьетнам, страна, идущая по социалистическому пути, обладает теми же особенностями развития архитектуры, что и другие страны социалистического лагеря. Развитие архитектуры ДРВ, рассмотренное в 12 т. ВИА, сдерживалось лишь необходимостью вести оборонительную войну с американским агрессором.
Полную противоположность ДРВ представляют Южный Вьетнам, Таиланд, Филиппины. Экономика здесь полностью или почти полностью находится под контролем монополий США и отчасти других капиталистических стран. Они и ведут самое крупное строительство в этих странах. Современные аэропорты. Бангкока (Таиланд) и Сайгона (Южный Вьетнам) используются как базы военной авиации США. Заводы, банки, гостиницы, даже редкие современные жилые кварталы являются собственностью заокеанских фирм или строятся на кабальных концессионных началах.