Художественный стиль модерн в архитектуре зародился в момент, когда развитие общественной индустрии стремительно набирало обороты. В это время все прогрессивные представители общества были увлечены новой утопической идеей, следуя которой искусство рассматривалось как инструмент воздействия на человеческое социальное развитие.
Однако, полностью подчинить этой идее все эстетические разработки не удаётся, и в художественном содержании творений того времени всё равно просматриваются индивидуализм и самобытность авторов. Среди первых основоположников модерна в архитектуре выделяется творчество Виктора Орта. Работам бельгийца свойственно широкое использование новых строительных материалов. Его проекты, в которых несущие металлоконструкции напоминают растения из мира фантазий и снов, легко узнаются по единому, характерному для Орта стилю.
Работая над проектом, архитектор создавал здание, чей внутренний и внешний дизайн были подчинены одному стилю. Прорабатывались все мелкие детали интерьера, включая даже ручки дверей. Приблизительно в это же время во Франции работает архитектор Эктор Гимар, чьё творчество также становится основополагающим в стиле модерн. Парижане знакомы с его работами по созданным мастером входным павильонам станций городского метро.
Дальнейшее развитие модерна в архитектуре было получено в работах такого известного автора, как Антони Гауди. Здания, построенные по проектам этого талантливого архитектора, отличаются способностью органически вписываться в пейзаж окружающего ландшафта. Дома Гауди производят впечатление творений, созданных естественными силами, а никак не человеческими руками.
Всем представителям модерна свойственно правило, согласно которому всё окружающее человека должно быть выполнено в едином стиле, начиная с жилья и заканчивая фасоном одежды. Именно в архитектуре мастерам модерна удалось воплотить в реальность свои основные принципы.
В стиле модерн было построено большое количество элитных частных домов, деловых зданий крупных фирм-производителей, торговые центры, вокзалы и другие специализированные здания. Модернисты полностью отказались от эклектики в экстерьере и интерьере проектируемых сооружений.
Строго придерживающийся одного стиля модерн в архитектуре не позволяет рассматривать конструкцию и декор здания в разных ключах. Дизайн внутренних помещений и внешняя архитектурная форма должны находиться в глубокой взаимосвязи друг с другом. Очень часто организация внутреннего пространства, его стиль, планировка и ритмика диктовали и внешние формы будущего здания, заставляя отодвигать на второй план его утилитарное назначение.
Поразительной пластичностью и динамичностью внешних форм отличаются постройки таких известнейших архитекторов, как А.Гауди, В. Орт, Ван де Велде, Ф.О. Шехтеля. Творения этих модернистов больше напоминают скульптуры, нежели жилища. Но существует взгляд на архитектуру и с другой стороны, не изменяя стилю модерн, некоторые мастера, в частности И.Хофман, Ч. Р. Макинтош, Й. М. Ольбрих, наоборот, акцентируют внимание на строгой геометрии и чётком ритме в объёмах проектируемых зданий.
Яркой особенностью стиля модерн считается решительный отказ от прямых линий и углов, все разработки дизайнеров-модернистов используют плавные, естественные линии, стремящиеся создать с натуральной природой единое целое. Во время расцвета модерна большую популярность приобрели и прикладные искусства, что послужило толчком к их развитию и обновлению.
Такое повышенное внимание к художественному творчеству вызвало организацию всевозможных выставок по новым достижениям в искусствах любого вида. Пиком этого движения считается всемирная выставка произведений представляющих стиль модерн в архитектуре, произошедшая в 1900 году в Париже. Но уже к 1910 ведущая роль модерна начинает ослабевать, в это время активно начинают формироваться новые стили и направления в архитектуре и общественном сознании.