Дом, чертежи которого (листы безо всякой надписи) подшиты в Альбом, содержащий материалы Якиманской и Сущевской частей, на самом деле оказался домом Я. А. Брюса в Тверской части (ул. Герцена, Д. 14/2е).

По архивным документам история усадьбы Брюсов предстает в таком виде:

Дом Брюсов хорошо сохранился. Уличный фасад главного дома, правда, переделан еще раз в конце XIX века, но остальные сохранили большую часть отделки. Сохранность всех частей дома представляет исключительный интерес, так как в Альбоме зафиксирован только уличный фасад.

Левый боковой фасад главного дома заметно отличается от уличного. Живописное горизонтальное членение досталось ему, вероятно, от старых палат. Над окнами первого этажа — накладные доски (из кирпича, т. е. относящиеся к самому первому периоду), отсутствующие на уличном фасаде. Незаметно, чтобы когда-нибудь первый этаж этой части дома имел лопатки (и связанный с ними крепованный гурт), подобно фасаду в Альбоме. Не имел их и уличный фасад корпуса по переулку, но на дворовом его фасаде лопатки прекрасно сохранились. Многими чертами фасада дом сходен с домом № 4 по Собиновскому пер., памятником, по-видимому, несколько более ранним.

Корпус по переулку сильно отличается и от главного дома, хотя многие детали отделки (включая профили сандриков, подоконников) очень близки главному дому. Этот корпус, как уже упоминалось, имеет пилястровый портик, капители которого (ионические с подвесками) одинаковы с капителями ризалитов главного дома. Корпус сохранился почти полностью.

Отдельные фасады дома (особенно левый боковой) и сейчас производят такое цельное и художественное впечатление, детали убранства, несмотря на их скромность, так хороши, что нам думается, не будет преувеличением причислить дом к лучшим памятникам Москвы очень интересного периода — 70-х годов XVIII века.

Дом расположен на улице Чайковского (д. № 13, во дворе). Дата постройки не обнаружена. В 1793 году Н. П. Оболенский уже владел этим домом. В 1807 году владельцем был его сын, Петр Николаевич, отец декабриста Е. П. Оболенского.

В 1812 году дом сгорел. В 1813 году он уже отстраивался, а к 1815 году — восстановлен. Позднее сделана пристройка к дому (окна которой со двора имеют полуциркульные завершения). В 1815 году ее еще не было, но в 1842 — она изображена на плане. Интересное описание дома и жизни в нем в 30-е годы XIX века оставила Е. А. Сабанеева (внучка П. Н. Оболенского).

Стилистически дом можно датировать концом 70-х — началом 80-х годов XVIII века. Интересно, что при общем бесцентровом и безордерном решении фасадов, со стороны улицы во втором этаже применен чисто декоративный ордер. Окон третьего этажа в этом месте нет, их заменяют накладные доски с венками, и таким образом две комнаты в доме имеют очень высокие потолки.

Планировка второго этажа очень продуманна и рациональна. Сочетание центрического плана и анфиладности при обилии внутренних лестниц кажется созданным по рецептам, изложенным в учебнике архитектуры 1789 года: «Каждый ярус разделяется на особливые апартаменты, кои хотя и соединены между собой, однако имеют особливые входы. На сей конец делают в доме побочные лестницы или также, кроме главной лестницы, небольшие лестницы со двора».

Комнаты первого этажа частично дублируют комнаты этажа парадного. Для конца XVIII века это, по-видимому, не редкость. Плана третьего этажа (точнее антресолей, так как зал двухсветный) в Альбоме нет. Размещались антресоли в левой части дома, выходя окнами на садовый, боковой и (4 окна) на уличный фасады. Сзади дома был обширный сад. В середине XIX века он имел характерную английскую планировку. Сабанеева упоминает аллеи из акаций, шедшие по обеим его боковым сторонам.

Дом требует специального натурального исследования. Первый этаж наглухо заштукатурен, но можно не сомневаться, что при раскрытии обнаружатся и руст, и «фартуки» и т. д.; второй и третий этажи со стороны сада в хорошей сохранности. Хорошо сохранились лопатки, наличники окон обоих этажей, белокаменный карниз. Особенная редкость — до сих пор существующий во втором этаже двухсветный зал. Внутренняя отделка дома частью в духе классицизма начала XIX века, но в основном более поздняя.

Дом — крупный мемориальный памятник. Здесь у Е. П. Оболенского проходили заседания Московской управы Северного общества дакабристов.